Современное белорусское искусство на www.mart.by

Светизм белорусского художника Григория Иванова

Источник www.websmi.by Дата: 18 Мар. 2017
Светизм белорусского художника Григория Иванова

Ассоциация защиты интеллектуальной собственности «Белбренд» организовала встречу в формате мастер-класса с белорусским художником Григорием Николаевичем Ивановым. Молодые художники, поэты и музыканты получили уникальную возможность пройтись по выставке с автором, поговорить и узнать больше о его творчестве и жизни.

В первый день весны в галерее Михаила Савицкого открылась ретроспективная выставка «Под знаком света», приуроченная к 65-летнему юбилею художника. Она показывает три этапа творческой жизни художника.

Григорий Иванов


Вещий сон

Я родился в Хабаровске, а 50 лет назад впервые приехал в Беларусь. Поступил в Минское художественное училище, и в это время мне приснился сон: я вхожу в темный зал кинотеатра, и вижу светящийся белый экран, и чем дольше смотрю на него, тем яснее ощущаю, что кто-то на меня смотрит. И я понял, что на меня смотрит Бог.

О светизме

В 2006 я создавал свой сайт, и пришло название направления – светизм. Когда вы произносите это слово, то даете себе установку: свети. Еще Тесла сказал, что все – свет. И само слово многозначно: Старый Свет-Новый Свет, тот свет-этот свет, свет моих глаз, «свет мой зеркальце скажи». Но самое главное – самому стать светом. Это могучая сила, образ Бога, он как молитва: созерцая свет, мы общаемся с высшим.

О концепции творчества

Я разделяю свое творчество на 3 уровня: от начала до перехода к свету.

Первый уровень – это картины 80-х и 90-х годов. Многие спрашивают, почему так много красного? В них присутствует стихия огня. Я учился в Академии искусств на отделении художественной обработки металла: все время был связан с огнем, муфельной печью, кузнечным горном. Потом занимался ювелирным делом, медальерным искусством. Но живопись никогда не бросал, а с 1990 года я стал заниматься только ей. На картинах этого периода можно увидеть разделение цветов, четкие грани. Но постепенно они начинают исчезать, а картины – излучать свет.

Второй уровень – «молниеносная серия». В ее основе – молния. Это божественный символ: молния Зевса, например, – атрибут мощи и власти. Сила молнии – это удар и вспышка, ее рисунок похож на ветви деревьев, русло реки, на нервную и кровеносную системы. Образ молнии мы переносим на себя в центр света – солнечное сплетение. Это интуиция, чувство, сердце, подсознание. Такое ощущение энергии, силы, вспышки.

Третий уровень – высший. За счет лессировки и светического принципа создается пульсация, вибрация картины. Я еще называю это экраном. Наступило время экранов: человечество уходит в них, проваливается в эту бездну, и там, в лабиринтах, теряет свое «Я», становится зависимым и управляемым. А эти картины-экраны, наоборот, возвращают человека к себе. Их нужно рассматривать, двигаясь к ним навстречу. Вы как будто идете по красной дорожке на просмотр фильма, который сами создали. Картина отзовется на взгляд, как экран телефона на прикосновение, и запустит «ваш» фильм.

Триптих «Начало света». Картина-знак. Центральная часть – изображение Бога, правая часть – Преображения, слева – Святой Дух.

О цвете и свете

Цвет я выбираю импульсивно, чувственно. Он даже меняется: я могу начать один, получается другой. Дополнительный смысл в картину я не вкладываю – он уже заложен в цвете. Все цвета – мои любимые, они как дети. Когда с ними общаешься, работаешь, вкладываешь душу, они раскрываются. В 2003 году у меня была выставка «Ароматы цвета». У каждого цвета есть запах, ассоциация, связанное с ним воспоминание. Одним словом – синестезия.

Свет – универсальное понятие. От цвета он отличается напряжением, здесь цвет доведенный до абсолюта – свет. Это как лампочки в 5 и 1000 ватт. Открываясь ему, человек чувствует себя комфортно, может расслабиться. Здесь нет каких-то подвохов: свет он и есть свет. Это универсальное понятие.

Надежда Мархель. Фото автора

Тэги: , , , , ,