Современное белорусское искусство на www.mart.by

Художник должен быть сытым и богатым

Источник open.by Дата: 9 Фев. 2010
Художник должен быть сытым и богатым

В минских галереях 80% картин белорусских художников приобретают иностранцы. Об искусстве, как рынке Еврорадио разговаривало с арт-директором галереи «Ў» Анной Чистосердовой.
Давайте поговорим об арт-рынке в Беларуси. Есть ли он у нас теперь хотя бы в каком-то виде? И возможно ли вообще формирование арт-рынка в Беларуси? Чтобы появлялись продюсеры, галереи, когда продукты искусства рекламируют не сами художники, а специальные люди…

Чистосердова: К сожалению, несмотря на мой оптимизм, я скажу, что с арт-рынком в Беларуси все очень плохо. Если мы сейчас подсчитаем количество галерей, которые существуют в Минске и непосредственно занимаются продажей искусства, то это будет не более  5-7 площадок.

Что надо сделать, чтобы все же арт-рынок возник и возможно ли это в современных условиях?

Необходимо в два или три раза увеличить количество галерей, привозить большие проекты из Европы, показывать, что современное искусство интересно, что формировать коллекции — это хороший тон.

Когда мы устраивали выставки в Европе, там на открытие приходили люди, как частные лица, так и какие-то представители банков, которые уже на открытии каким-то образом резервируют себе в коллекции те или иные работы. В Беларуси пока такой культуры нет…

В Минске, к сожалению, если и идет речь о том, что ту или иную работу кто-то хочет приобрести в частную коллекцию, все моменты решения цены и продажи происходят непосредственно в мастерской после выставки.

А что касается законодательства, какие нужны законы, чтобы регулировать взаимоотношения между художниками и культурными учреждениями, и есть ли они у нас?

У нас пока нет законодательной базы, которая бы регулировала отношения между художником и галереей, нет законопроектов, которые бы способствовали поддержке художественных проектов юридическими лицами. У нас в законодательстве не оформлено, что такое спонсорство… Помимо законодательства, у нас нет культуры взаимоотношений между художниками и галереями.

В той же самой Украине или России, если художники, которые сотрудничают с галереей, каким-то образом будут стремиться продавать свои работы через мастерскую, это может закончиться довольно жесткими финансовыми штрафами.

В Европе или Америке, если вы придете в студию к художнику и спросите его, как можно приобрести работу, первое, что он вам скажет, будет:  у меня есть арт-дилер, свяжитесь с ним. Тут, конечно, вы сможете все увидеть, я вам все поясню, отвечу на вопросы, но непосредственно финансовые вопросы вы будете решать с ним.

Если бы у нас в Беларуси художники называли такие же цены, которые называют галеристы, возможно этот вопрос начал бы решаться. Потому что все знают, что, если прийти непосредственно в мастерскую, там точно будет дешевле.

Вообще, у нас что-то продается через галереи или все, что продается, идет через мастерские?

Опять же скажу,  исходя из своего опыта, работы, которые приобретались у нас еще на площадке «Подземки», в 80% покупали люди, которые сюда приезжают в качестве туристов, или бывшие жители Беларуси. Белорусы в основном знают, куда надо идти, и идут в мастерскую, к сожалению.

А это плохо для самого искусства? Возможно, в Беларуси и не нужен художественный рынок? Пусть сам художник и продает свои работы — он их лучше знает, лучше разбирается…

С одной стороны, это так, потому что в современном искусстве все более-менее известные художники также являются селф-менеджерами, они каким-то образом ищут деньги на реализацию проектов. Но часто художнику и спонсору проекта тяжело найти общий язык, поэтому и нужен дилер.

Какой сектор арт-рынка необходимо развивать в первую очередь?

Я считаю, что всю культурную составляющую в целом — и кино, и театр… Если у нас не будет возникать новых частных площадок для презентаций, все так и останется на том не очень хорошем уровне, который есть теперь.

Насколько я знаю, у нас очень неплохо продается традиционная академическая живопись и скульптура. У нас есть центральный художественный салон на проспекте, в котором пейзажи и натюрморты приобретаются каждый день. Но, если мы будем говорить о серьезных актуальных проектах концептуального искусства, над этим нужно очень много работать.

Надо вывозить художников за границу, надо принимать участие в международных арт-ярмарках, которые проводятся везде…

А есть ли у нас сегодня официальная государственная поддержка искусства?

Интересные вещи начали происходить последние 1,5-2 месяца. Два месяца назад министр культуры Беларуси издал приказ, что официально на 54-ой венецианской бьеннале будет представлен белорусский национальный павильон. Этот проект непосредственно поддерживается со стороны государства. Интересно, насколько этот проект будет актуальным и современным, потому что, не имея определенного опыта, тяжело будет сделать так, чтобы белорусский павильон был интересен для европейского зрителя. Увидим, как оно будет…

Но, все равно, в последний год какое-то движение в русле современного искусства в Беларуси происходит. Вы помните проект, который мы устроили летом в Белэкспо — неофициальный венецианский павильон. Также можно вспомнить фестиваль современного искусства «Дах-9». Сейчас у нас открывается очень интересная международная книжная ярмарка, которая проходит каждый год. И вот на французский павильон приедет Катрин Миле — одна из самых известных и важных личностей в современном искусстве Франции.

Какой бизнес в Беларуси согласен поддерживать искусство?

Два или три проекта мы проводили с холдингом «Атлант-М», это автомобильный сектор. Мы сотрудничаем с интернет-провайдером «Атлант-телеком». Открытие галереи «Ў» прошло при поддержке Белорусского народного банка. В позапрошлом году благодаря нам минские зрители увидели выставку Нико Пирасмани, которая была впервые представлена в Минске.

Возможна ли «встройка» Беларуси в мировой художественный процесс? Насколько современно для рынка белорусское искусство, реагирует ли на рынок, изменяется ли?

Если говорить именно о современном, актуальном искусстве, то весь рынок разворачивается вне границ Беларуси. Все эти художники один-два раза в год выставляются в довольно серьезных галереях за границей. И там это поддерживается очень большой финансовой заинтересованностью.

Когда летом 2009 года мы ездили в Вильнюс — это была первая прибалтийская международная арт-ярмарка современного искусства, там мы проводили проект, в котором принимали участие 9 художников из Беларуси, от молодых до уже звезд белорусского искусства и дизайна. Мы там услышали очень много чудесных отзывов!

Поэтому каким-то образом белорусское искусство, конечно, конкурентоспособно — у нас очень хорошая и интересная школа, несмотря на то что даже в 2010 году все стремятся учить академическому традиционному искусству. Но есть такие известные имена, как Руслан Вашкевич, Сергей Кирющенко, Владимир Цеслер, Александр Некрашевич. Это имена, известные и в России, и в Украине, и в западной Европе.

Ряд художников, которые по разным причинам уехали из Беларуси, сейчас поводят большие проекты в Англии, Германии, Бельгии… Сотрудничают и выставляются и в музейных залах, и в больших галереях современного искусства. Когда у нас будет появляться возможность показывать эти проекты в Беларуси, возможно, мы каким-то образом изменим эту ситуацию. А пока у нас на больших официальных площадках будут проходить только выставки пейзажа Витебского края, я считаю, что ситуация не изменится.

Получается, что нашим художникам проще о себе заявить за границей, чем тут, в стране?

К сожалению, да. И я надеюсь, что наша площадка, которая работает еще только 3,5 месяца, станет первым местом для серьезной презентации этого искусства.

Есть ли среди белорусских художников такие, чьи работы пользуются спросом на Западе? Вообще, много ли работ белорусских художников покупают за границей?

Конечно, покупают и очень хорошо. Я вспоминаю две или три выставки, которые мы проводили вместе с нашими партнерами — очень неплохо покупают. И совсем по другим ценам, чем в Беларуси.

Как молодому художнику пробиться в престижные галереи, чтобы заявить о себе и продать свои работы?

Начинать надо с Родины — приходить к галеристам, каким-то образом их заинтересовывать. Для каждого художника очень важным является его СV (лат. Curriculum vitae — описание жизни — Еврорадио) — история его выставок, коллекций, в которых находятся его работы.

Сейчас на нашей площадке есть такая программа «Старт-арт», она направлена на появление новых имен в современном белорусском искусстве. Я надеюсь, что эти имена будут находиться, потому что, когда мы делаем какие-то выездные проекты, мы всегда стремимся включать в наш список двоих или троих молодых художников. Главное, я считаю, надо быть дерзким, смелым, приходить в галереи и предлагать свои проекты, а мы уже найдем те финансы и способы, как это можно поддержать.

То есть, это реально — так заявить о себе молодому художнику, выставить свои работы в галерее? Это не так, что приходит молодой художник, а ему говорят — до свидания, тут у нас очередь из 10 человек уже…

Ну разумеется, очередь есть. Но есть также приоритеты, насколько этот проект актуален и интересен, насколько в нем использованы современные технические средства. Заходите, показывайте, предлагайте свои проекты, мы будем их показывать.

А реально ли в Беларуси заработать на искусстве?

К сожалению, такие случаи не очень часты. В основном наши художники должны работать где-то параллельно — или идти в дизайн, или сотрудничать с архитекторами, заниматься росписью частных домов или офисов. Кто-то работает в Академии — преподает живопись или графику. Не многие люди живут исключительно с продажи своих произведений.

Потому что мало покупают или потому что цены маленькие?

Нет, цены не маленькие, мало покупают.

И в основном это, как вы сказали, иностранцы…

Есть у нас коллекционеры и в Беларуси, я знаю непосредственно двоих или троих человек, но это мало.

Хорошо, а вот своими усилиями реально ли сегодня художнику самому «распиариться» через Интернет? Блоги? Через свой блог находить себе покупателей?

В этом смысле я ретроград. Я считаю, что по-настоящему искусство можно увидеть только в галерейном или музейном зале. Никакой монитор компьютера или диск с графической информацией не заменит того визуального диалога, который возникает непосредственно на площадке в галерее.

Очень хорошо заявить о себе каким-то перформансом на открытии чужой выставки, например. Но дальше все равно должен быть менеджер или продюсер, который будет брать на себя решение тех вопросов, которые не должны брать на себя художники.

Насколько востребованы и современны те пять галерей, которые у нас существуют? У них много посетителей либо галереи посещают только сами же художники, чтобы посмотреть на работы своих коллег?

Искусство — очень субъективная штука. Кто-то интересуется традиционным искусством, и тут у людей есть выбор, куда идти. У нас также есть ряд галерей, которые работают с традиционным белорусским декоративно-прикладным искусством…

Но если говорить о современном искусстве, у нас была очень чудесная галерея NOVA, которая презентовала чудесные фотопроекты, но она исчезла. У нас была галерея «Мир фото», которая также закрыта. У нас была «Подземка», которая просуществовала шесть лет и также закрылась.

Если говорить о Музее современного искусства, то современное искусство там мы видим, к сожалению, только два или три раза в год. Все остальное можно назвать современным искусством только с точки зрения, что те художники, которые это делают, наши современники, не более. Центр современного искусства — это то, что должно было открыться в Минске лет пять назад. У нас до сих пор ничего такого нет.

Я считаю, что тех людей, которые сейчас работают в Музее современного искусства, во Дворце искусств на Козлова, надо за бюджетные или какие-то другие деньги отправлять на неделю в тот самый Вильнюс. Там летом открылся новый центр современного искусства, куда привозят выставки непосредственно из Англии и Франции с большими бюджетами. Это интересно, туда люди ездили и из Беларуси, чтобы это увидеть.

Какие у художников есть возможности себя продать или увеличить свою цену, кроме смерти, когда сразу внимание притягивается?

Все равно, только через галереи, а куда еще… Устраиваются также какие-то конкурсы. Есть очень интересные ресурсы на базе российских галерей и арт-центров, Украины, Польши, которые непосредственно объявляют о конкурсах для молодых художников. Если нет возможности громко заявить о себе в Беларуси, можно съездить и принять участие в конкурсе в Польше, например.

Есть ли у нас, в Беларуси недооцененные художники?

Есть. Я считаю, что многие художники не получают того внимания, которое должны получить.

Почему так происходит? Их искусство не понимают или у их просто нет возможности о себе заявить?

Нет возможности — это во-первых, во-вторых, нет того самого продюсера, который бы мог прийти и предложить его выставку. В основном эти люди живут не в Минске, а почти вся культурная жизнь у нас проходит непосредственно в Минске, и выставляться надо здесь.

Поэтому, к  сожалению, как произошло с художником Андреем Капусниковым, с которым мы сотрудничали, делали две его выставки в «Подземке»… Он ушел от нас меньше месяца назад, и я, к большому сожалению, столкнулась с тем, что это тот художник, который во время своей жизни недополучил внимания.

Я надеюсь, что мы начнем задумыватьсяо том, что кто-то недополучает поддержки, не после того как эти люди будут от нас уходить, а пока они еще рядом с нами.

Реально ли чтобы в Беларуси в ближайшее время художники все же начали зарабатывать искусством? И им не надо было бы еще где-то подрабатывать. Ведь в той же Европе искусство — одно из самых прибыльных занятий…

Я думаю, что реально. Это зависит и от нас непосредственно как от галеристов, и от Министерства культуры, и от государственной политики поддержки культуры и искусства.

Мы со своей стороны делаем все, чтобы эту ситуацию изменить. Я надеюсь, когда на минских просторах еще появятся две, три, четыре инициативные группы, которые будут стремиться делать проекты в русле современного искусства с коммерческой направленностью, то, может, и через три года эта ситуация изменится.

Надо каким-то образом пользоваться тем, что мы имеем сейчас. Если у нас нет залов, давайте использовать подъезды домов, свои мастерские или квартиры — приглашать туда возможных покупателей. Да, это все черный бизнес, но там, где есть черный, скоро будет и белый.

Художник не должен быть голодным. Часто любят говорить, что художник должен быть бедным и голодным, это неправда. Все уже диаметрально изменилось. Сейчас все те художники, которые занимают первые десятки рейтингов в мировом искусстве — очень небедные люди. Если есть деньги, есть новые интересные проекты, прошло уже то время, когда холсты, в которых не было заинтересованности, перерисовывались под новые работы.

Тэги: ,