Современное белорусское искусство на www.mart.by

«Сума Сумарум» — реконструкция и переосмысление легендарной авангардной галереи 90-х «Шестая линия»

Источник belarustoday.by Дата: 2 Дек. 2014
«Сума Сумарум» — реконструкция и переосмысление легендарной авангардной галереи 90-х «Шестая линия»

С 13 ноября по 13 декабря в Минске пройдет выставка и международный форум белорусских художников «Сума Сумарум». Это первая попытка реконструировать и осмыслить работу галереи «Шестая линия» после 16 лет перерыва. Помимо коллективной выставки актуального искусства, в течение месяца пройдут круглые столы, кинопоказы, доклады и творческие встречи с участием художников, в 90-е уехавших за границу.

 

«Шестая линия» — одна из первых в Минске некоммерческих галерей современного искусства, которая существовала с 1992 по 1998 годы в 9-м корпусе БГПА по улице Коласа. За это время там прошло более 50 выставок, акций и перформансов. Именно в «Шестой линии» прошла первая в Минске неделя перформансов, и галерея первая начала работать с иностранными представительствами. Современники называют ее единственным в Минске пространством для свободного творческого высказывания.
Воспоминания очевидца Дмитрия Короля: «Перформансы переживались как часть глобальных ритуалов, смысл которых сам художник объяснял довольно невнятно. Потом приходило понимание, что сама эта невнятность, это бормотание каким-то образом смещали художника на сторону зрителя. Казалось, что художник все-таки воспринимал свои уверенные действия с почти тем же радостно-недоуменным или суровым удивлением. И спрашивал у зрителя: что это было? Галерея была наполнена дымом сигарет и вопрошания: никто не отвечал, все спрашивали, даже когда отвечали. Вопрос был интереснее ответа«.

Перформанс Игоря Кашкуревича (Берлин). Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Перформанс Игоря Кашкуревича (Берлин). Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

 

«В моей памяти чуть ли не каждый второй-третий выставочный проект предполагался последним. Ожидание, что галерею закроют, ритмическими волнами накатывалось на каждую выставку. Переживание финализма в какой-то момент уже стало эмоциональной частью восприятия любых галерейных событий«,- рассказывает зритель 90-х.

Инсталляция Константина Селиханова. Неоновая вывеска "Ты должен знать цену" на фоне монотонного видео дороги, олицетворяющего рутинный порядок жизни. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Инсталляция Константина Селиханова. Неоновая вывеска «Ты должен знать цену» на фоне монотонного видео дороги, олицетворяющего рутинный порядок жизни. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Заведующая кафедрой международных связей Академии искусств Екатерина Кенигсберг вспоминает, что в галерее показывались проекты, немыслимые в других местах: «Само существование галереи «Шестая линия» — уникальное по тем временам явление для Минска. Она первая предоставила возможность выставиться художникам, которые считались представителями белорусского андеграунда. У них едва ли была возможность выставиться в официальных выставочных залах, только в квартирах. Их видение шло вразрез с официальным искусством, которое можно было увидеть в художественном музее«.

suma_sumarum_12112014_tutby_brush_phsl_img_09[1]

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

 
«Шестая линия» закрылась в тот же год, когда открылся Музей современного изобразительного искусства. Как рассказала куратор проекта Ирина Бидай, завод ЗАО «Белтехнология и М» арендовал помещения, а затем построил свои, в которых уже не было удобного места для «Шестой линии». В 90-е до переезда директор сдавал помещения галерее без арендной платы: «В 9-м корпусе пустовал громадный чертежный зал. Делать из него склад было нерентабельно: это третий этаж без лифта. Директор хотел делать там классические выставки, но так получилось, что первыми туда добрались авангардисты«, — вспоминает Бигдай.
«Идея была не в том, чтобы вернуть то, что было в 90-е, а в том, чтобы показать художников, которые вышли из тех стен, такими, какие они есть сейчас, с их мыслями, видением, концепциями. То, что мы видим на выставке, убеждает, что у нас есть художники с собственным высказыванием, что у нас есть современное искусство» — объяснила цель выставки и проекта директор Центра современных искусств Наталья Шарангович.
Еще одна цель, которую преследуют авторы проекта, это переосмысление прошлого, которое можно затем использовать для будущего. Пробой каталогизировать архивы «Шестой линии» является видео, снятое в 90-е, которое организаторы оцифровали и после презентации выложат в открытый доступ на YouTube. В сумме всех частей видео длится 27 часов. Публикация архивов уже началась в специальной группе в «Фейсбуке».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Проект «Сума Сумарум» представлен на двух площадках — в Музее современного изобразительного искусства (пр. Независимости, 47) и Центре Современных Искусств (ул. Некрасова, 3). В выставочном проекте принимают участие более 20 художников из Беларуси, России, Германии, Нидерландов, Бельгии, сотрудничавших с галерей «Шестая линия» в 1990-х. Авторы представят свои работы, ранее не демонстрировавшиеся в Беларуси. Участники выставки и спикеры форума — известные белорусские художники, живущие по обе стороны границы Беларуси. В Музее современного изобразительного искусства свои работы выставляют Михаил Борозна, Андрей Воробьев (Могилев), Тимофей Изотов (Москва), Игорь Кашкуревич (Берлин), Артур Клинов, Валентин Нуднов, Виктор Петров и Артем Рыбчинский.В Центре современных искусств выставляются Жанна Грак (Дюссельдорф), Андрей Дурейко (Дюссельдорф), Сергей Жданович, Александр Родин, Игорь Савченко, Ольга Сазыкина, Константин Селиханов, Anton Snt, Кирилл Хлопов, Игорь Тишин (Брюссель), Максим Тыминько (Амстердам), Виталий Чернобрисов и Змицер Юркевич.

Фото: Дмитрий Брушко,  TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Многие художники создавали работы для выставки на месте. Они приехали в пустой зал, и эти работы повторить нельзя, они уникальны. Например, Игорь Тищенко, который приехал из Брюсселя, три дня назад начал создавать проект. Потом бумагу снимут, графику свернут в рулон, и не известно, будет ли она выставляться где-то еще«, — рассказала Бигдай.

Подробная программа форума:
12 ноября, 17.00, МСИИ. Открытие проекта. Перформанс Игоря Кашкуревича (Берлин). Вход по пригласительным и уведомлениям в ФБ.
12 ноября, 19.00, ЦСИ. Открытие проекта, after-party. Перформансы Сергея Ждановича (Минск), Максима Тыминько (Амстердам). Вход свободный.
13 ноября (четверг), 16.00, МСИИ. Круглый стол «Принятие решения. Выбор альтернатив» на примере истории галереи «Шестая линия». Участники: Игорь Кашкуревич, Ольга Сазыкина, Виктор Петров, Игорь Савченко и другие авторы проекта. Модератор: Екатерина Кенигсберг.
13 ноября (четверг), 19.00, МСИИ. «Шестая линия»: экономика, сообщество и география минских галерей 1990-х». Виталий Шуцкий (студент «Ecole normale», Париж, арт-критик, куратор).
14 ноября (пятница), 16.00, МСИИ. Встреча с художником Игорем Кашкуревичем (Берлин). Модератор: Таня Сецко.
14 ноября (пятница), 19.00, ЦСИ. Творческая встреча с художником Максимом Тыминько на тему: «Как убить остаток вашего вечера 14 ноября 2014 года. Возвращение живых мертвецов».
15 ноября (суббота), 17.00, ЦСИ. Опера-доклад Максима Тыминько. «ПРОЕКТОР». Опера-доклад в одном действии. По мотивам проекта «Болек и Лёлек Космос. Манифест Конструктора». Совместно с Институтом имени Гете в Минске.
17 ноября (понедельник), 15.00, МСИИ. Кинопоказ архивных телепередач 90-х: «Шестая линия» в СМИ». Участники: Ольга Гончарик, Светлана Богданова, Марина Куновская. Модератор: Ирина Бигдай.
18 ноября (вторник), 17.00, МСИИ. Встреча с художником Виктором Петровым. Модератор: Илона Дергач.
20 ноября (четверг), 17.00, ЦСИ. Встреча с Тимофеем Изотовым (Москва). Презентация первой книги художника «Абдул Толик» и автограф-сессия. Модератор: Юрась Борисевич.
21 ноября (пятница), 17.00, ЦСИ. Встреча с художником Игорем Тишиным (Брюссель). Модератор: Ольга Рыбчинская.
30 ноября (воскресенье), 19.00, ЦСИ. Показ и обсуждение архивного видео «Неделя перформанса на «Шестой линии». 1997 год». Модератор: Илья Свирин.
5 декабря (пятница), 17.00, МСИИ. Встреча с художником Андреем Воробьевым. Модератор: Юрась Борисевич.
8 декабря (понедельник), 18.00, МСИИ. Лекция «Волюнтаристский метанарратив»: дискурс архива в современном искусстве». Алексей Борисенок (исследователь, критик).
9 декабря (вторник), 17.00, ЦСИ. «Найдено в архивах». Премьера документального фильма (автор В.Семашко, 1996 год) о фотографе Игоре Савченко. Встреча с автором и героем фильма.
11 декабря (четверг), 17.00. МСИИ. Встреча с художником Артуром Клиновым. Модератор: Ирина Бигдай.
12 декабря (пятница), 19.00, МСИИ. Лекция «Другое искусство»: проблема имени и границы неофициальности белорусской художественной сцены». Таня Сецко (арт-критик, исследовательница).
13 декабря (суббота), 17.00, МСИИ. Заключительный круглый стол. Подведение итогов проекта, планы на будущее.

Тэги: , , ,