«Дремлющий лес»: фотографии Беловежской пущи в технике, которой больше 150 лет

В рамках Месяца фотографии фотохудожники Алексей Шлык и Михаил Лещенко презентовали проект «Дремлющий лес». Заповедная Беловежская пуща запечатлена на стекло техникой, изобретенной еще в 1850-х годах. Авторы рассказали о проекте длиной в четыре года, где в день получается четыре фото и на каждое уходит два часа.
Фотохудожники использовали для съемок технику амбротипии – разновидности мокроколлодионного фотографического процесса, когда в качестве основы для нанесения светочувствительной эмульсии используется стекло. Такой вариант получения фотографических негативных изображений пришел на смену дагеротипам, где в качестве основы использовали серебрянные пластины.
Трудоемкий процесс подготовки негатива включает в себя полировку стекла, чистку, затем на стекло поливается коллодий и распределяется равномерно по поверхности и опускается в серебряную ванну. Получается стеклянная светочувствительная пластина,которая вставляется в специальную кассету и затем заправляется в фотоаппарат. Пока коллодий не засох, нужно быстро бежать из темной комнаты к фотоаппарату, чтобы успеть проэкспонировать желаемый пейзаж. «Из-за неудобства каждый раз переносить лабораторию с темной комнатой, приходилось засекать, за сколько можно добежать до нее от места съемок«, — раскрывает подробности съемок Лещенко.
В технике мокроколлодионного процесса фотография делается непосредственно на стекло размером 30 на 40 см с выдержкой три минуты. «Сложность процесса в том, что у тебя на весь процесс от полива коллодия до проявки 12 минут и проявлять надо там же в темной комнате«, — рассказывает Михаил Лещенко. Поэтому темная комната монтируется прямо в лесу. Камера, вмещающая такого размера негатив, ростом почти с человека. Молодые люди занимаются проектом уже три года. Большая часть времени ушла на поиск материалов и освоение техники. В ближайшее время проект будет завершен, а на презентации они представили три оригинала и один цифровой отпечаток. В планах снимать лес в разное время года.
«Техника такая сложная, потому что хотелось соответствовать величию места – старейшей Беловежской пуще. Приходить туда с маленьким фотоаппаратом, наверное, не очень правильно. Хочется передать хрупкость природы, леса«, — объясняет Шлык. По его мнению, лучше всего передаст это мокрый коллодий — хрупкий, очень живой материал, зависящий от природных условий и стечения обстоятельств: «В течение 10 минут ты не можешь контролировать свет: солнце ушло, но снимать надо, потому что все готово. Непонятно, как поведет себя природа: подует ветер, камера начнет шататься«. «Когда попадаешь в Беловежскую пущу, туда, где начинается дикая природа, удивляет очень мягкая земля под ногами. Гигантский слой листьев, болота, поваленные гигантские деревья, бегают дикие животные. Хочется передать ощущения этого места».
Авторам импонирует именно непредсказуемость процесса и загадочность техники: пока не достанешь пластину, не узнаешь, какой вышел кадр. «Получается очень честная фотография, сильно зависящая от места, которое мы фотографируем. Начинаешь понимать, что значила фотография в самом начале своей истории, сколько надо было приложить усилий, чтобы получить снимок. Ерунду не снимешь, задумаешься, нужен ли тебе этот ракурс«, — объясняют фотографы, добавляя, что в процессе работы с амбротипами замедляется скорость жизни.
Фото: со страницы Михаила Лещенко в «Фейсбуке»
Процесс трудоемкий и затратный. Ящик для перевозки стекол, темную комнату фотографы делали вручную. К тому же сложно снимать места, куда не доедешь на машине: для оборудования, которое весит 150 кг, нужны носилки. «Самая большая проблема была у наших коллег на заре развития фотографии. Стекло очень хрупкое, его трудно доставить на место съемки и обратно. Известна масса историй, как снимки бились и не доезжали до зрителя«.
В этой технике работает немного людей, и еще меньше – на природе. На вопрос, что бы авторы проекта посоветовали начинающим в технике амбротипии, они ответили: добыть все материалы. «В Беларуси, как и везде, трудно достать материалы. Сложно найти стекло 2 или 3 мм, так как оно хрупкое, и его не возят. Книга «Deep South» Салли Ман начинается со слов «Как же трудно достать эту химию!», хотя кажется, что в Америке есть все. А оказывается, она собирает материалы по разным штатам«, — доказывает свою мысль Михаил Лещенко.
Тэги: Алексей Шлык, амбротипия, Дремлющий лес, Михаил Лещенко, мокрый коллодий, музей современного изобразительного искусства, Сонный лес, фотография