Современное белорусское искусство на www.mart.by

«Дремлющий лес»: фотографии Беловежской пущи в технике, которой больше 150 лет

Источник tut.by Дата: 14 Окт. 2014
«Дремлющий лес»: фотографии Беловежской пущи в технике, которой больше 150 лет

В рамках Месяца фотографии фотохудожники Алексей Шлык и Михаил Лещенко презентовали проект «Дремлющий лес». Заповедная Беловежская пуща запечатлена на стекло техникой, изобретенной еще в 1850-х годах. Авторы рассказали о проекте длиной в четыре года, где в день получается четыре фото и на каждое уходит два часа.

фото с сайта tut.by

Фотохудожники использовали для съемок технику амбротипии – разновидности мокроколлодионного фотографического процесса, когда в качестве основы для нанесения светочувствительной эмульсии используется стекло. Такой вариант получения фотографических негативных изображений пришел на смену дагеротипам, где в качестве основы использовали серебрянные пластины.

Трудоемкий процесс подготовки негатива включает в себя полировку стекла, чистку, затем на стекло поливается коллодий и распределяется равномерно по поверхности и опускается в серебряную ванну. Получается стеклянная светочувствительная пластина,которая вставляется в специальную кассету и затем заправляется в фотоаппарат. Пока коллодий не засох, нужно быстро бежать из темной комнаты к фотоаппарату, чтобы успеть проэкспонировать желаемый пейзаж. «Из-за неудобства каждый раз переносить лабораторию с темной комнатой, приходилось засекать, за сколько можно добежать до нее от места съемок«, — раскрывает подробности съемок Лещенко.

В технике мокроколлодионного процесса фотография делается непосредственно на стекло размером 30 на 40 см с выдержкой три минуты. «Сложность процесса в том, что у тебя на весь процесс от полива коллодия до проявки 12 минут и проявлять надо там же в темной комнате«, — рассказывает Михаил Лещенко. Поэтому темная комната монтируется прямо в лесу. Камера, вмещающая такого размера негатив, ростом почти с человека. Молодые люди занимаются проектом уже три года. Большая часть времени ушла на поиск материалов и освоение техники. В ближайшее время проект будет завершен, а на презентации они представили три оригинала и один цифровой отпечаток. В планах снимать лес в разное время года.

фото с сайта tut.by

«Техника такая сложная, потому что хотелось соответствовать величию места – старейшей Беловежской пуще. Приходить туда с маленьким фотоаппаратом, наверное, не очень правильно. Хочется передать хрупкость природы, леса«, — объясняет Шлык. По его мнению, лучше всего передаст это мокрый коллодий — хрупкий, очень живой материал, зависящий от природных условий и стечения обстоятельств: «В течение 10 минут ты не можешь контролировать свет: солнце ушло, но снимать надо, потому что все готово. Непонятно, как поведет себя природа: подует ветер, камера начнет шататься«. «Когда попадаешь в Беловежскую пущу, туда, где начинается дикая природа, удивляет очень мягкая земля под ногами. Гигантский слой листьев, болота, поваленные гигантские деревья, бегают дикие животные. Хочется передать ощущения этого места».

фото с сайта tut.by

Авторам импонирует именно непредсказуемость процесса и загадочность техники: пока не достанешь пластину, не узнаешь, какой вышел кадр. «Получается очень честная фотография, сильно зависящая от места, которое мы фотографируем. Начинаешь понимать, что значила фотография в самом начале своей истории, сколько надо было приложить усилий, чтобы получить снимок. Ерунду не снимешь, задумаешься, нужен ли тебе этот ракурс«, — объясняют фотографы, добавляя, что в процессе работы с амбротипами замедляется скорость жизни.

Фото со страницы Михаила Лещенко в "Фейсбуке"Фото: со страницы Михаила Лещенко в «Фейсбуке»

Процесс трудоемкий и затратный. Ящик для перевозки стекол, темную комнату фотографы делали вручную. К тому же сложно снимать места, куда не доедешь на машине: для оборудования, которое весит 150 кг, нужны носилки. «Самая большая проблема была у наших коллег на заре развития фотографии. Стекло очень хрупкое, его трудно доставить на место съемки и обратно. Известна масса историй, как снимки бились и не доезжали до зрителя«.

В этой технике работает немного людей, и еще меньше – на природе. На вопрос, что бы авторы проекта посоветовали начинающим в технике амбротипии, они ответили: добыть все материалы. «В Беларуси, как и везде, трудно достать материалы. Сложно найти стекло 2 или 3 мм, так как оно хрупкое, и его не возят. Книга «Deep South» Салли Ман начинается со слов «Как же трудно достать эту химию!», хотя кажется, что в Америке есть все. А оказывается, она собирает материалы по разным штатам«, — доказывает свою мысль Михаил Лещенко.

Тэги: , , , , , , ,