Современное белорусское искусство на www.mart.by

Михаил Гулин: «Художника бесит одно, а делает он другое»

Источник kyky.org Дата: 21 Июн. 2011
Михаил Гулин: «Художника бесит одно, а делает он другое»

С 26 мая по 19 июня галерея современного искусства «Ў» презентовала персональный проект Михаила Гулина «Выставка недетского рисунка». Михаил рассказал об отсутствии актуального искусства в Беларуси, несексуальных автомобилях, критике абстрактного и демонизации детского мира.

Михаил Гулин. Выставка недетского рисунка

Галерея специально для твоей экспозиции попробовала новую для себя практику платной выставки. С чем это связано? И почему вход разрешили только для совершеннолетних?

Это вопрос  не совсем мне нужно адресовать, а галерее, но, тем не менее, платный вход позволил контролировать и количество, и качество зрителей. После 18-ти – потому что там присутствует ненормативная лексика, некоторые эротические элементы и, не скрою, некоторая провокация порнографического содержания в названиях работ, предназначенная не для маленьких ушей.

Но я спокойно привел своего ребенка на выставку. В свое время мы с женой, Антониной Слободчиковой, уже водили дочку на выставку с подобным содержанием – «Сексуальность и трансцендентность» в киевском PinchukArtCentre. Это нормальная практика, когда на входе оговаривают, что детей можно приводить лишь на усмотрение родителей и в их сопровождении.

Опиши структуру выставки: какой период и какие серии ты включил в экспозицию?

Практически все работы – 2011 года, плюс одна-две – 2010-го. «Выставка недетского рисунка» включает две серии работ: самая «свежая» серия «Minimal Sexual» – с нее начинается экспозиция, и проект «Детская демонология», с которым я вожусь уже с 2009-го. Чтобы объединить обе серии, я дописал некоторые работы, например, полиптих, изображающий оленят. Эти оленята появлялись то в одном, то в другом зале, что позволило усилить экспозиционную связь и объединить выставочное пространство. Мне кажется, что в Беларуси проводится очень мало выставок, где художники и кураторы задумываются о цельности выставочного пространства, о зрителе.
Михаил Гулин. Выставка недетского рисунка
Каково присутствие темы детства на «Выставке недетского рисунка»? Каким-нибудь образом твоя дочь Маруся повлияла на экспозицию?

Я, честно говоря, до этой выставки никогда не задумывался об этом. Но уже многие мои знакомые искали в работах какую-то связь с Марусей. Хотя у меня даже есть некоторые холсты – они не выставлены в этом проекте, но написаны с ее рисунков. Вполне возможно, что она повлияла на меня: не увидь я Белоснежку в ее тетрадке, может,  вообще не взялся за это.

Я вспомнил Белоснежку, так как вся выставка началась с полиптиха «Несанкционированное применение цвета», изображающего портреты героинь диснеевских мультфильмов. Мне всегда было интересно абстрактное искусство, но всегда не хватало чего-то среди этих кругов, квадратов и решеток. И вот я подумал, что диснеевская пластика – это мощный канон, она уже действительно отшлифована до мелочей: как анимационные герои хмурят бровки, как они огрызаются, улыбаются. Так почему бы вот эти идеальные, уже отработанные формы не позаливать непривычным для них цветом? Получается своеобразная абстрактная живопись. Абстрактная – потому что назвать это чем-то одушевленным, предметным, фигуративным у меня не поворачивается язык.

Может быть, у вас с ней есть общие проекты?

Ну, пока еще нет, но думаю, они обязательно появятся. Хотя быстрее у Маруси появятся общие проекты с мамой – Тоней, чем у меня с ней. Они как-то больше друг друга чувствуют. Маруся перенимает и ощущает внешнюю идеологию, канву творчества Тони.

А насчет темы детства, тут был своеобразный расчет. Кроме политики в Беларуси я не могу найти более актуальной, более животрепещущей и острой темы для себя лично. Я осознал, что мне предстоит сейчас сталкиваться не только с идеологией государства, но и с идеологией медиа, исходящей из телепрограмм, журналов, газет, всего этого глянца. И мне как отцу придется каким-то образом объяснять дочери про те или иные вещи, на которые она будет обращать внимание. То есть я каким-то образом буду вынужден регулировать, цензурировать эту ситуацию вокруг нее, стать диктатором. Мне интересно эти взаимоотношения, любопытно поразмышлять, каким образом происходит эта своеобразная демонизация детского мира.

Михаил Гулин. Выставка недетского рисунка

Какова доля провокации в выставке? Какой ты видишь реакцию зрителя? Предвидишь ли ты эмоцию?

Я, скорее, больше задаю вопросы, чем даю ответы. В нашей стране излишне эмоциональная реакция может иметь негативные последствия для творчества и конкретно для этой выставки. С другой стороны, мне не хочется вялого, неэмоционального отклика. Но мои работы уже столько раз снимали с выставок, было уже столько проблем, что еще больше накалять ситуацию вокруг проекта мне не хочется. Провокация в Беларуси – очень скользкая тема. Я не могу, как западный художник, использовать провокацию для работы на имя, потому что неизвестно, во что это может вылиться здесь.

Художник, как Сталкер, должен уметь уходить за край, выуживать что-то оттуда, вносить в мир, заставлять человека переваривать это, даже если ему не совсем  приятно. Но есть, конечно, внутренняя этика. И я оставляю щелочку надежды зрителю, так как не хочу погружать его в атмосферу беспросветности.

С какой целью ты записывал аудиоэкскурсию для зрителей? Ты доволен ходом выставки? Как реагируют люди?

Экскурсию меня попросила подготовить Валентина Киселева, директор галереи «Ў». Я хотел провести экскурсию лично, задумывал, что одну экскурсию я дам сам, а волонтеры, опираясь на услышанное, будут проводить их в другие дни. Я никогда не пользовался аудиогидом, поэтому мне было очень любопытно попробовать.

Назови пять любимых художников.

На сегодняшний день мои фавориты: Аниш Капур (Anish Kapoor), Эрвин Вурм (Erwin Wurm), Аннет Мессаже (Annette Messager),  Джон Балдессари (John Baldessari), Козима фон Бонин (Cosima von Bonin).

Михаил Гулин. Выставка недетского рисунка

Давай поговорим об аспекте апроприации в твоих работах. Каким образом и почему ты цитируешь работы других художников? Каких художников ты выбирал, и важно ли тебе, чтобы зритель мог самостоятельно считать эти цитаты?

Я начну с последнего вопроса. Мне действительно важно, чтобы он смог считать скрытые цитаты, по той лишь причине, что это будет интереснее для самого зрителя. А лично меня всегда раздражала подобная рефлексия, когда художники бесконечно цитируют друг друга, играют друг с другом и с историей искусств. Но бывает такое, когда художника бесит одно, а делает он другое. Вот и у меня такая ситуация.

Все это выросло из критики абстрактного искусства. Хоть я понимаю, что наступаю на одни и те же грабли, ведь в свое время поп-арт зародился как критика абстрактного искусства. Но, тем не менее, я могу себе позволить второй раз наступить на эти грабли, а потом и в третий, потому что руководствуюсь личным опытом и прохожу историю искусств, опять-таки, на личном опыте.

В Беларуси, скажу радикально, нет актуального искусства, нет институций актуального искусства, но, тем не менее, есть абстрактное искусство. И абстрактное искусство каким-то образом уже вышло на тот уровень, когда его понимают и даже – очень редко – покупают. Абстрактная живопись зачастую выполняет сегодня чисто декоративные функции. Практически нет мощных белорусских абстракционистов, которые концептуально выстраивают ясные идеи, четкий текст – это просто цветные пятна, пустой формализм. И мне захотелось на это ответить. У меня появилась серия «Неабстрактное искусство» – «Супремаус», «Супрематическая композиция». Потихоньку, копаясь в этой теме, я вышел на проект «Minimal Sexual», в котором применил к абстрактному искусству рекламные стратегии.

Началось все с работы Лисицкого «Клином красным бей белых». Я хотел выбрать художников, которым менее всего подходит эпитеты «сексуальный», «эротический».  Мне хотелось начать с минималистов и конструктивистов, глядя на работы которых, у тебя не возникает никакого подспудного импульса. Ведь это бред – думать, что если ты сядешь в красный «Ягуар», ты будешь более сексуальным. Это кусок металла, это круги и треугольники. Конечно, я знаю, что абстракционисты закладывают определенные концепции в свои работы, но увидеть в этом сцены из порносайтов – своеобразное испытание для зрителя.

Михаил Гулин. Выставка недетского рисунка

Для тебя лично чем ценна эта выставка?

Для меня это второй в жизни персональный проект. Можно даже сказать, что первый, ведь до этого я один выставлялся только в Москве, но это была классическая развеска картин на стены. Все остальные выставки были либо групповыми, либо в тандеме с Антониной Слободчиковой.

Я давно хотел сделать выставку, в которой смог бы расписать стены. Видимо, все-таки моя специальность «художник-монументалист» не дает мне покоя – я очень люблю стенки. И тут мне удалось не только подготовить объекты и живопись на холстах, но и расписать стены, потрудиться над цельным проектом, выстроить экспозиционное пространство.

Вообще – я доволен выставкой.  Из-за того, что выставка стала платной, зрителей не убавилось, как мне кажется. Хотя лично я ожидал, что посетителей будет намного меньше. У нас ты никогда не сможешь точно спрогнозировать ситуацию.

Михаил Гулин. Выставка недетского рисунка

Тэги: , , ,