Могучая кучка - Современное белорусское искусство
Современное белорусское искусство на www.mart.by

Могучая кучка

Источник sb.by Дата: 2 Окт. 2010
Могучая кучка

5 октября в большом зале Музея современного изобразительного искусства состоится открытие выставки «SOS» известного столичного творческого объединения «Артель»...

Художников хлебом не корми, дай постучать в какой–нибудь колокол. И честно признаюсь, наблюдая за их деятельностью, не всегда им верю, так как часто под красивой и грамотно сформулированной вывеской не находишь самодостаточного художественного продукта. А уж если речь о коллективном проекте, дело и вовсе чревато сюрпризами.

5 октября в большом зале Музея современного изобразительного искусства состоится открытие выставки «SOS» известного столичного творческого объединения «Артель» («Виртуозы Минска»), приуроченная к Всемирному дню защиты животных и Дню работников культуры... Ирония? По крайней мере, согласитесь, так кажется на первый взгляд. Но лидер объединения «Артель», художник Григорий Нестеров, всегда удивляющий нестандартным видением, уверен — никакой иронии здесь нет. Пришло время говорить о серьезных вещах.

— Чувство сострадания — давно забытое, вышедшее из моды, — вздыхает Нестеров. — Но, по–моему, спасая другого, мы делаем и себя выше, лучше, благороднее, чище. Разве нет? Помогаем себе стать настоящими, полноценными людьми, начинаем ощущать красоту жизни. Без души, тепла, любви, красоты и культуры нам не выжить. И «культура», на мой взгляд, ключевое слово, болевая точка общества. Люди легкомысленно и небрежно относятся к творцам, бездумно и неблагодарно используют их труд и жертвы, бросая в трудную минуту. А ведь мастеров, профессионально занимающихся культурой, очень мало. Не более одного на тысячу. Долг общества — ценить их труд.

А зачем эту правильную мысль вам выражать коллективно, целой «Артелью»? По–моему, наше время опровергло жизнеспособность любых творческих объединений и групп, доказывая, что выживают одиночки. Особенно в художественном мире.

— В нашем случае получилось все естественно: я собрал художников, наша группа стала популярной... Первая же выставка, которая прошла, кстати, в Музее современного искусства, была успешной. Да, все художники разные, но голос — общий. Получилась не разноголосица, а хор. У каждого своя нота, свой образ, индивидуальность каждого не зачеркивается, а наоборот, благодаря ей создается общее, не базарное звучание. В нашем «хоре» есть и тенора, и баритоны, и басы. Какие разные, но одинаково талантливые художники: Владимир Гончарук, Валентин Губарев, Григорий Иванов, Сергей Римашевский, Елена Шлегель, Сергей Малишевский, Сергей Писаренко, Матвей Басов, Александр Забавчик, Василий Костюченко. У нас нет приверженцев одного стиля, есть реалисты, есть условно и почти абстрактно работающие люди. Все разные.

— И неужели все разделяют ваши идеи?

— Художники отбирались в проект «SOS» по принципу профессиональной честности. Конечно, каждый из них со своими взглядами. Они могут спорить, не соглашаться друг с другом. Но общая константа, объединяющая нас, есть.

— Как созревал проект? Что стало отправной точкой?

— В последние годы так получалось, что у многих коллег почему–то именно экологическая тематика стала находить все большее отражение. Наверное, это действительно волнует художников. По–моему, по–другому и быть не может: экология и культура — вещи неразрывные. Решение экологических проблем невозможно без решения проблем культуры. И когда художник выступает за какие–то социальные вещи, это его право. Да, так получилось, что совпали два праздника, две точки: день защиты животных и день белорусских работников культуры. На самом деле случайно получилось, что они попали в один календарный отрезок. И мы никого не заставляли участвовать в проекте «SOS». Если кто–то посчитал, что его работы не соответствуют общей концепции или по какой–то иной причине не подходят, его право было отказаться.


— И к кому вы обращаете свой «SOS» сегодня?

— К обществу. Сначала у нас был слоган: «Спасите наши души», но потом мы его переформулировали и получилось: «Спасите наши и ваши души». Так честнее. Мы все в одной лодке. И человек — это тоже животное, Божья тварь. Ошибка ставить себя выше природы. Об этом мы тоже хотели напомнить.

— Григорий, а для того чтобы продать свои картины, сегодня обязательно нужно иметь под любым художественным проектом подобный социальный подтекст?

— У нас маленькая, камерная группа. Постоянный коллектив, который мы стараемся не увеличивать. Был момент, когда я хотел взять к нам еще одного молодого человека, потому что мне понравилась одна из его работ. Но когда я увидел остальные его картины, почувствовал в них такое явное желание, чтобы их купили. И передумал.

— А что, это сразу заметно?

— Профессионалу, конечно. Хотя художник замечательный. Но вот это желание «купите меня!» присутствовало у него уж очень явно.

— Разве это плохо?

— Я не говорю, что это плохо. Но художник должен разговаривать в творчестве с самим собой, с миром, с Богом, а не думать о том, как продать свои работы. Он должен стараться быть честным перед собой. И работать так, чтобы это прежде всего устраивало его самого, а не менеджеров аукционов, не зубастых акул художественного рынка. Только во вторую очередь можно думать о том, чтобы тебя купили. После того, как ты весь вымок перед холстом — хоть рубашку выжимай. Конечно, кокетничать тоже не надо. В «Артели» все профессионалы. Все живут только за счет своей живописи.


— Так всегда ли художник должен быть социально активным в своих работах?

— В любом проекте прежде всего должен быть голос совести, созвучие твоей души. А социальная ли эта направленность, экологическая ли, или какая другая, значения не имеет. Если начинать гадать, что лучше, что острее, что моднее, то можно с ума сойти. В таком случае времени на работу уже не останется. Тем более никогда не угадаешь, потому что мода меняется каждый день. И не надо пытаться угадывать. Все художники, которые в XX веке так или иначе пытались услужить какому–нибудь строю или моде, остались за бортом. Их можно рассматривать не с художественной, а скорее с научной точки зрения: вот да, был такой феномен. Любой этический маневр, произведенный вне художественного поля, всегда будет выпирать.

Выставка продлится до 24 октября.

Тэги: , , ,