Современное белорусское искусство на www.mart.by

«Пластилиновый фантом», или Как слепить мультик

Источник naviny.by Дата: 27 Июл. 2011
«Пластилиновый фантом», или Как слепить мультик

Молодой белорусский художник Федор Шурмелев, за свой первый мультипликационный фильм «Жудасны выпадак» ставший лауреатом международного фестиваля ВГИК, который был посвящен 90-летию известного актера и режиссера Сергея Бондарчука, недавно выпустил новый мультфильм «Маша и медведь».

«Можете меня поздравить — уже четыре дня, как я поступил в Белорусскую академию искусств на графический дизайн, — сходу заявил Naviny.by молодой человек. — Прошел первым по конкурсу. Всего было 34 претендента на 4 бюджетных места».

Казалось бы, для молодого художника все только начинается. Однако уже сегодня Федор может похвастаться и международным признанием, и приличным багажом высоко оцененных работ.

Родился и учился Федор в Гомеле. С детства занимался творчеством — от скульптуры до декорирования помещений различного назначения. В этом году окончил Гомельское государственное художественное училище, однако уже успел засветиться на нескольких конкурсах, более того, в родном городе его творения уже прозвали «пластилиновым фантомом» — видимо, за филигранную работу с пластилиновыми фигурками в своих мультфильмах.

«Своей самой большой победой считаю победу над самим собой: я занимаюсь любимым делом и ничем другим», — говорит Федор Шурмелев. Себя Федор называет художником: «Это довольно объемное понятие, которое включает в себя и работу дизайнера, и аниматора».

Первую известность Шурмелев получил благодаря сделанному тренировки ради мультфильму «Жудасны выпадак».

«Летом ушел на каникулы и решил, нужно что-то сделать, чтобы лето не зря прошло, — рассказал Федор. — К тому же на четвертом курсе училища мне предстояло делать серьезную дипломную работу. И хотел я ее связать с анимацией. На мой взгляд, именно покадровая анимация лучше всего раскрыла то, чему я научился в училище. Вот и решил такой предварительной работой убедить комиссию училища в правильности своего выбора, да и самому нужно было потренироваться».

Идея проекта родилась не сразу, а придумалась в поезде, которым Федор ехал в Москву за пластилином.

Две недели художник работал над созданием декораций. Комнаты, в которых происходят события, сделал разборными — чтобы при съемке можно было подъехать камерой с любой точки. Также пришлось слепить шесть фигурок главного героя: в секунду нужно было снять 20 кадров, значит, и 20 раз прикоснуться к пластилиновой фигурке. После 40 прикосновений фигурку нужно было корректировать, а каждые 5-10 секунд снятого материала и вовсе заменять на новую.

«Случайно от знакомых узнал, что в Москве проходит фестиваль ВГИКовский, решил попробовать свои силы, — вспоминает Федор. — Отправил заявку, а через месяц мне пришло приглашение в Москву».

Второй мультфильм «Маша и медведь» стал дипломной работой молодого человека, за которую он получил максимальные 10 баллов.

«Так же, как и в прошлый раз делались декорации — из пластика, дерева, веток, строительной пены, — рассказал Федор. — Делал каркас проволочный для кукол, лепил сверху пластилин, сам шил по выкройкам одежду, делал им головы. А потом уже двигал их и пошагово фотографировал».

Как признается художник, чтобы прорабатывать мельчайше детали, нужны еще те усидчивость и терпение: «Фигурки и декорации маленькие по масштабу, приходится прорабатывать очень много деталей. Мне повезло — я в каком-то смысле приучен к этому — в художественной школе научился вышивать, да и вообще с детства такие мелкие штуки делаю».

Самое сложное, по его словам — фотосъемка: «Делать фигурки в объеме интересно и классно. Но вот когда дело доходит до съемки… Вот, например, чтобы сделать мультфильм мне пришлось снять целую квартиру — потому что нужно было много места. А в этой квартире были обычные деревянные — не всегда ровные — полы. И на малейшее движение штатив реагировал тем, что съезжал. Считанные миллиметры — но поскольку расстояния минимальны, фигурки мелкие — в результате это было очень заметно! И приходилось переснимать сцену. А ведь обратно камеру в ту же самую точку очень сложно поставить! Вот тогда-то даже я, со своей усидчивостью, нервничал».

Потому-то главным качеством хорошего аниматора Федор считает трудолюбие. «Это очень трудоемкий и сложный процесс — создание мультфильмов. На это приходится тратить очень много времени», — объяснил он.

На вопрос, что важнее в анимации — смысловая нагрузка или ювелирная проработка деталей, художник отвечает, что картинка должна работать на идею, а идея на картинку: «Важно стилизовать весь видеоряд под общий замысел. Правда, честно говоря, я считаю, что это мне пока не до конца удается. Так что есть над чем работать».

Кстати, именно для самосовершенствования Федор не стал сразу поступать на аниматора: «Сейчас я поступил на графический дизайн. Потому что, на мой взгляд, если я отучусь на дизайне, а уже затем и на анимации, куда более интересные работы в итоге получатся. Это полезно, чтобы художник-аниматор получил профессиональную дизайнерскую основу. Мышление будет несколько другое. Во многих мультфильмах встречается много лишних деталей, а профессиональный дизайнер все это заметит и отсеет ненужное».

В ближайшее время Федор планирует отдохнуть, а затем заняться новыми проектами. «Сейчас хочу взять небольшой тайм-аут в пару дней, чтобы передохнуть, — поделился он. — А потом, за время до начала учебы с 1 октября, планирую сделать новую игрушку — на этот раз побольше, с детальной проработкой, качественную. Осенью уже начнется новый этап в моей жизни — учеба в академии. И в первые годы я собираюсь сделать упор именно на учебу, чтобы зарекомендовать себя в вузе. А чуть позже в свободное время, конечно, буду что-нибудь придумывать».

Тэги: , , ,