Современное белорусское искусство на www.mart.by

«БЕНЯ», ЕЖИК И КОШКА

Источник ptj.spb.ru Дата: 21 Ноя. 2010
«БЕНЯ», ЕЖИК И КОШКА

14 ноября на международном театрально-музыкальном фестивале «Юла» (Мюнхен) состоялся показ спектакля Светланы Бень «Домашний Еж».
«Домашний ёж» (моноспектакль Светланы Бень по рассказу Владимира Шинкарева).
Государственный Белорусский Театр Кукол (Проект «Новая сцена»).

Вообще-то, она грустная, но чтобы никто не догадался, она притворяется весёлой, причудливо одевается, поёт-шутит, играет на гармошке, танцует и ей даже и взаправду немножко веселее делается.

Иногда она пьёт вино, чтобы стало совсем весело.

У неё было сказочное детство и большущая роскошная помойка возле дома, где она находила множество удивительных, иногда непонятных вещей, и она их «оживляла».

Да, она верит, что с этим даром нужно родиться, как, например, с музыкальным слухом, или способностью к магии. Когда она заявила родителям о том, что она прирождённый кукольник, родители ответили «Светочка, какое счастье, что ты уже замужем!..». Что тут возразишь? Не всем папам-карлам выпадает золотой ключик от дверки в страну счастья и собственный театр.

Светлана Бень, или просто «Беня».
benya-ezhik-i-koshka-1[1]
Еж и Кошка танцуют.
Фото — Александр Иванов

«Как у нашего ежа больно кошка хороша!» — Беня очень давно полюбила грустную сказку Владимира Шинкарёва «Домашний ёж», так полюбила, что мечтала превратить её в спектакль. Она просила своих знакомых художников: «Ну, придумайте мне кукол, ну, пожалуйста!», — но всё, что ей придумывали и зарисовывали было совсем не то звери. Они были словно настоящие — Ёжик — как ёжик, Кошка — как кошка, а нужны были особые, «митьковские», чтобы и минималистские и крупно-выразительные вроде звери, да не совсем.

И однажды, всего лишь за вечер дизайнер по костюмам Анастасия Гончарова нарисовала как раз таких: Ёжика-который-сопьётся-и-сдохнет-под-забором в вязаном свитере c лохматыми колючками-проволочками, Кошку-красивую-но-неверную в яркой тряпочке, востренькую такую, Хорька-злодея, ухмыляющегося и Добрую-Собаку с длинными грустными ушами. Куклы незатейливы в своей механике — по две трости на каждую, чтобы вести голову и тельце. Лапки смешно болтаются и «сами» движутся, как у народных кукол-мароток.

Беня появляется в старом длинном пальто и шарфе, с гармошкой, как будто это один из номеров фрик-кабаре бэнда «Серебряная свадьба», где она — солистка. Света поёт, танцует, но что-то мешает ей, она морщится и потирает уколотый палец — из правого кармана появляется Ёжик.

«Один домашний ежик заболел, и хозяева отвезли его в больницу…» — гармошкин футляр, наброшеный носовой платочек, стёклышки, подсвеченные карманным фонариком, тень Ёжика, рисующего «картинки» для больных — незатейливый быт, но до чего чудесный!

Вот в жизни Ёжика появляется Она, Кошка (из левого кармана Бениного пальто!): вот они целуются в кино, вот танцуют первое танго — Беня прикрепляет парочку к липучке на кармане пальто, руки её заняты гармошкой, а Ёжик с Кошкой подстраиваются под шаги её ботинок. А вот они дома, перед большим старым чайником, в который можно кричать и который можно слушать, в который можно положить лампочку и уютно коротать вечера. Можно поставить чайник на гармошкин футляр, и поехать на этом поезде «загород», а зелёный карманный фонарик будет весело семафорить. Можно даже рок-н-ролл отплясывать.

Но кошка познакомилась с Хорьком, и отвела Ёжика обратно в больницу…

От Ёжика, действительно, остались одни глаза, хоть и ясно, что лицо куклы не может меняться. Он понуро сидит, или лежит, Добрая-Собака скулит и не может уговорить его снова рисовать и шуршать кисточкой. Вместо уютного тёплого мира лишь жесткий гармошкин футляр. А Кошка поняла, что Хорёк плохой, и пришла просить у Ежа прощения, но он только качал головой и не вернулся. Он спился и замёрз. Беня укрыла его белым платочком.

«Люди, простите кошку!» — на поклон Беня вывела Кошку, Ёжика и Собаку, а Хорька поставила «в угол», за футляр.

— Почему, Света, ты выбрала эту грустную сказку?

— Потому что сказок со счастливым концом не бывает.

— А «митьки» знают о твоей постановке?

— Да, я играла её в Петербурге, в галерее. Пригласила их тоже…

— И что же? Они пришли, им понравилось?

— Ну, пришли. Сказали «Хорошо. Спасибо», а потом ушли.

— А кто автор текстов к песням фрик-кабаре бэнда «Серебряная свадьба»?

— Грустные песни написал Ёжик, а весёлые — Кошка.

Ау, «митьки», ёлы-палы, а сестрёнка-то удивительная! И «кораблюшечка плывётушки». А после спектакля на фестивале «Юла» Светлана Бень давала кукольный мастер-класс для всех желающих. Но это уже другая интересная история.

Автор: Анастасия Фишер

Тэги: , , ,