Современное белорусское искусство на www.mart.by

Покидая андеграунд. Что будет с галереей «Подземка»?

Источник n-europe.eu Дата: 27 мая. 2009
Покидая андеграунд. Что будет с галереей «Подземка»?

Для тех, кто не в курсе: галерея «Подземка» закрывается — в том месте и в том виде, в котором мы привыкли ее видеть в последние шесть лет.

Среди тех, кто уже в курсе, событие получило два толкования: пессимистическое и оптимистическое. С одной стороны, трудно удержаться от пораженческих настроений: пусть и по другим причинам, но одновременно закрылись галерея «Nova» и клуб «Гудвин» — кто на очереди?

С другой стороны, очевидцы утверждают, будто внешне мало что изменилось: из «Подземки» ушли лишь художники, магазинчик аудио-, видео- и креативной продукции остался на своем месте. Что же произошло на самом деле и как это понимать? С этими вопросами мы обратились к арт-директорам галереи Валентине Киселевой и Анне Чистосердовой, и они с радостью подтвердили наши самые оптимистичные подозрения.

Операция «ликвидация»

Валентина Киселева— Произошла совершенно банальная вещь: перекрой структуры, на базе которой возникла и развивалась наша галерея. Недавно произошла реорганизация, так сказать, «головного» предприятия, при котором мы были обособленным ОСП. При этой реорганизации наши должности и обособленное подразделение просто упразднили, и на этом наше сотрудничество завершилось. Что сейчас там происходит, мы не знаем, да и не слишком желаем знать, — так прокомментировала ситуацию Валентина Киселева.

По словам галеристов, на то, чтобы пережить шок, им понадобилось два дня, после чего началось осознание новых, более широких перспектив. На самом деле и художники, и посетители всегда жаловались на тесноту старых залов: «Пятнадцать человек соберется — и уже нечем дышать!»

«Доброжелатели давно нам этого желали — и вот дожелались!» — смеется Анна.

Теперь галерея «Подземка» — самостоятельное юридическое лицо, и цели новой организации полностью совпадают с желаниями всех ее участников.

Катерина ШатерникПеред тем, как приступить к работе в новых условиях и на другом уровне, прежние сотрудники «Подземки» пригласили профессионального менеджера Катерину Шатерник. По словам Анны Чистосердовой, процесс привыкания друг к другу длился не более двух минут: они моментально разглядели друг в друге единомышленников. Роль Катерины чисто управленческая, она и сама в этом признается: «Я пришла со стороны менеджмента, а не со стороны арта». Художественная политика галереи по-прежнему останется целиком и полностью заботой Валентины и Анны.

Известно, что у художников собственные требования к комфорту и к окружающей среде в целом. В крупных городах, где мало-мальски цивилизованные территории тут же расходятся под магазины или офисы, прибежищем муз часто становятся заброшенные индустриальные объекты — просторные, светлые и (относительно тех же офисов) не слишком затратные. В качестве примера можно привести московский «Винзавод» или «Kulturbrauerei» в Берлине. Есть ли подобная перспектива у «Подземки»? Можно ли представить в подобной роли, скажем, фабрику «Луч» или завод им. Вавилова?

Анна ЧистосердоваДействительно, такие варианты рассматривались: «На заводы мы начали ходить уже года два назад…» — признается Анна. «Подышали цеховым воздухом, пощупали грунт под ногами…» В отличие от галерей, простаивающих заводов в Беларуси хоть отбавляй. Вот только средства, которые пришлось бы вложить в такую «фабрику искусства», все-таки пока что значительно превышают наличные возможности. К тому же минская публика не всегда готова посетить даже самое значительное культурное мероприятие, если оно проходит за пределами первого транспортного кольца.

Проблему недостатка подходящих помещений усугубляет отсутствие в Беларуси культурных фондов и меценатства. То, что «Винзавод» не находится на Красной Площади, а люди все равно туда ездят, — это вопрос инвестиций. Концепция «Винзавода» или «Пинчук-арт-центр» в Беларуси пока что недосягаема.

Таким образом, возрождение «Подземки» ожидается недалеко от центра города. Как срок для открытия галереи на новом месте ее сотрудники называют начало или середину осени 2009 года. Скорее всего, новая галерея будет носить другое название. Однако Валентина и Анна не собираются полностью отказываться от известного бренда.

Например, проект podzemka.by — виртуальная галерея — сохранит свое прежнее название. Уже сейчас он наполняется новым содержанием, с которым можно знакомиться как непосредственно на сайте, так и через электронную рассылку: новости культуры в Беларуси и за рубежом, информация о международных программах для художников, электронный каталог белорусских художников. В ближайшее время на базе этого сайта планируется открытие Интернет-магазина.

«Нам очень хотелось бы, чтобы площадку, которая находится по всем известному адресу, более не ассоциировали с галереей «Подземка». Мы теперь — самостоятельное юридическое лицо, которое занимается проектами в области современного белорусского искусства и никаким образом не связано с магазином «Подземка», оставшемся на прежнем месте», — подчеркивает Анна.

Тернии и звезды

Пока что трудно сказать, во что преобразуется помещение на проспекте Независимости. Комиссионный магазин, лавка сувениров или что-то еще — однако именитых мастеров современного искусства там больше не будет. «Те художники, которых мы с таким большим трудом в течение шести лет привлекали к совместной работе, забрали свои работы из прежней «Подземки», — говорит Анна. — И мы думаем, что осенью вы сможете увидеть их в нашей новой галерее».

По-видимому, обновленная «Подземка» начнет функционировать уже с начала следующего сезона. Так, в конце осени — начале зимы планируется проведение выставки современных шведских художников. Кроме чисто художественных проектов, будут организованы дискуссии, посвященные состоянию современного искусства в Беларуси, с участием искусствоведов, критиков, кураторов. «Для той публики, которая «варится» в современном искусстве, к сожалению, не секрет, что с институтами критики и кураторства у нас большие вопросы, — подтверждает Анна. — Наша цель — не просто поставить эту проблему, но и попытаться ее решить».

Состоявшись как локальный проект минской арт-сцены, галерея активно осваивает европейское измерение. Сотрудники «Подземки» два раза представляя ли свои проекты в Центральном доме искусств в Таллинне, ездили в Прагу; установлены контакты с Украиной, Германией, Латвией, Францией, сейчас ожидается совместная выставка в Польше. А в середине июля в Вильнюсе будет проводиться международная арт-ярмарка, в которой наши знакомые представят весь цвет современного белорусского искусства.

Проект «Красный угол» под эгидой галереи «Подземка» представит европейскому зрителю десять белорусских художников разных поколений:

Один из самых молодых участников этого проекта — двадцатипятилетний Сергей Шабохин. Из признанных художников представлены: Артур Клинов, Владимир Цеслер, Руслан Вашкевич, Сергей Кирющенко и другие. На выставке будут и живопись, и цифровое искусство, и объекты, и фотографии.

Цель проекта — показать, что белорусское искусство продолжает актуальные европейские тенденции и давно перестало быть наивной социалистической экзотикой.

— Были ли мысли о переезде за рубеж?
— Ни в коем случае! Как говорит наш друг Руслан Вашкевич, «это наш город, и мы его рулим!»

Мнение

Художник Руслан Вашкевич

— Что вы думаете о закрытии галереи «Подземка»?
— Все к лучшему. Давно пора! Выросли из коротких штанишек, время начинать взрослую жизнь. Кончилось детство!

Тэги: