Современное белорусское искусство на www.mart.by

Автор картины «Лежачего не бьют»: долго рисовал шаржи и устал от лиц

Источник sputnik.by Дата: 11 Окт. 2017
Автор картины «Лежачего не бьют»: долго рисовал шаржи и устал от лиц

До мая этого года художник Александр Бельский 10 лет рисовал киноафиши для минского кинотеатра «Пионер, а работа представленная на салоне во дворце искусств успела побывать на берлинской неделе искусства.

Картина Александра Бельского «Лежачего не бьют» перекочевала со стен «Осеннего салона» в соцсети белорусов. Потасовка черных и белых снеговиков с отсылкой к ряду политических событий во всем мире не оставила равнодушной аудиторию. Корреспондент Sputnik Елена Васильева побывала в мастерской художника и выяснила, чем снеговики вдохновляют мастера.

Они очень хрупкие

В прошлом году на «Осеннем салоне» он взял один из призов за картину, на которой штурмовики загружают белорусский трактор мешками с яблоками. Художник делит мастерскую со своим коллегой — всюду кисти, палитры и снеговики, вписанные то в интерьеры «Лувра», то в холсты классиков, например, Рембрандта, Ван Гога.

«Некоторое время подправлял финансовый баланс, рисуя шаржи, и очень устал рисовать конкретные человеческие лица. Потому появилась идея обобщенного персонажа — конечно, можно было бы выдумать собственных существ, но хочется, чтобы зрителю были понятны правила игры. У снеговика есть и неоспоримые плюсы — как и человек, который в среднем на 70% состоит из воды, он хрупок, и в этом смысле даже еще более хрупок, чем сам человек«, — рассказал Бельский, предоставив нам возможность рассмотреть картину, созданную по мотивам полотна Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». Единственный человек на картине Бельского — непосредственно труп Андриаана Андриаанса по прозвищу «Малыш», над которым склонились не ученики упомянутого Тульпа, а снеговики.

Анатомия Ариса Киндта (по прозвищу Малыш). Автор: Александр Бельский

«Интерпретации этой работы существовали и до меня, но я не издеваюсь над научным сообществом, а транслирую недопонятость, недоизученность человеческого организма», — рассказал художник.

Чтобы разобраться в правилах игры, по которым Бельский создает свои картины, сразу же определяемся с основами — снеговик на картинах хороший персонаж или плохой?

«В отличие от питерского художника Копейкина, мой снеговик хороший и неагрессивный. А вот черные «омоновские» снеговики на картине «Лежачего не бьют» немного навеяны его (Копейкина — Sputnik) «Битвой снеговиков». На картине изображены безликие черные объекты — и абсолютно беспомощные белые. Но если у него самодостаточная работа, то моя отсылает к определенным событиям на европейском и международном уровне«, — рассказал Александр Бельский.

Лежачего не бьют. Автор: Александр Бельский

Работу Бельский подготовил еще зимой, а после следил за событиями «Марша тунеядцев».

«Я следил за этим удаленно — читал новости, смотрел видео на YouTube, наблюдал за чьим-то квадракоптером… Для меня неважно было находиться на месте событий, с одной стороны, это осознанная трусость — думаешь, что надо поехать туда, а потом посещает животный страх: если я не приду домой, как же мои ребята? Мои жена и ребенок? Но свое отношение к происходящему я сформулировал еще накануне этих событий: эти снеговики — слабые», — рассказал художник.

Люк Скайуокер. Автор: Александр Бельский

Штурмовики не на афише

До недавнего времени он был единственным в Минске художником киноафиш, но уже почти полгода занимается только творчеством. Впрочем, и афиши принесли свою пользу, и работа при кинотеатре до сих пор время от времени напоминает о себе — вот хотя бы картина «Люк Скайуокер». Художник планировал изобразить полный некоторой особой эстетики люк у «Пионера», но когда за люком показались звезды, работа обрела свое теперешнее название «Скайуокер».

«Здесь нет сложного контекста — просто натюрморт наподобие вазы с цветами, — пояснил художник. — В разговоре с коллегами последние меня классифицировали как постмодерниста. Оказалось в постмодерне название играет не последнюю роль«, — рассказал Бельский.

«Наверное, все фильмы пересмотрели?» — спрашиваем, разглядывая прошлогодних штурмовиков у трактора.

«Фильмы художники киноафиш просматривали перед началом работы в 60-х, а я хорошо, если смотрел их после того, как афиша была готова«, — признался Бельский.

Штурмовики на тракторе — не единственное, чем обогатила художника работа в кино.

«Афиша — это копирование, архаичная работа, которая утратила свою значимость с появлением печатной рекламы. Она не должна быть идеальной, и потому в работе я мог позволить себе некоторые эксперименты, на которые сложнее решиться, если готовишь работу на заказ. Афишу повесили на фасад кинотеатра, и издалека она хорошо читается. Это рисование было как спортивная тренировка, я постоянно работал с форматом и техникой«, — рассказал Бельский.

Севонные работы в саду. Автр: Александр Бельский

Как заработать искусством

В творчестве страхов меньше, чем в работе на заказ, и сейчас Александр экспериментирует и признается, что ищет свой стиль. Работа над афишами занимала много времени, и сил на творчество оставалось немного, но сейчас у Александра есть возможность проводить время в мастерской.

Художник показывает наброски еще не готовых работ. Одна из самых трагичных — уборка снега: учитывая роли снеговиков на картинах Бельского, от дорожной техники веет ледяным ужасом.

«Хочется звенящей тишины после убоя«, — комментирует художник идею картины.

Некоторые технические приемы художник вынес из долгой работы с афишами. Набросок картины он делает на небольшом листе, а на холст переносит его с помощью проектора. В остальном техника не похожа на ту, в которой Бельскому приходилось работать в «Пионере».

«Афиша рисовалась гуашью, а на творчество трачу деньги, покупаю масляные краски«, — рассказал художник и показывает Sputnik карандашные наброски, которые могут перенестись на холст и уже к концу года лечь на стены одной из минских галерей. Бельским заинтересовалась галерея «Арт База», владельцы которой представили «Лежачего не бьют» даже в одной из галерей Берлина.

Снеговики были не первой попыткой заменить людей на картине абстрактными персонажами — сперва Бельский попытался сделать аллюзию на картину Караваджо «Нарцисс», позаимствовав у мастера немногое — формат холста.

«Я попытался понять, можно ли, не рисуя человека, наделить персонажа чувствами, заставить сопереживать ему«, — рассказал Бельский.

Бельский предполагает, что и в Беларуси можно заработать искусством — такие примеры среди знакомых художников есть. В прошлом году на «Осеннем салоне» художник получил малый приз.

«Стоят дома две грамоты, включили в каталог, обсудили в творческой среде — тоже хорошо. А вот с предложениями купить пока не обращались. Почему для салона выбрал именно эту картину? Ничего лучше я пока не сделал«, — рассказал Бельский.

 

Тэги: , , ,