Современное белорусское искусство на www.mart.by

Сергей Гриневич: в плену современности

Источник relax.by Дата: 3 Мар. 2011
Сергей Гриневич: в плену современности

В первый день весны в галерее «Ў» открылась выставка Сергея Гриневича «Женский контекст». Название экспозиции скорее условно. Несмотря на то что женский образ является центральным для большинства картин, серию работ объединяет другое. Художник отметил, что «Женские контекст» ― это в первую очередь попытка с помощью живописи отобразить современность и ее воздействие на человека. Про свой метод Гриневич так и говорит: между традиционным и современным.

Сергей Гриневич «Женский контекст»

«Современный мир полон гаджетов, устройств и программ, созданных для упрощения коммуникаций между людьми. Но это упрощение часто ведет к типизации и усредненности общения. Сегодня очень сложно найти себя. Остановиться и посмотреть вглубь, снять с себя поверхностную мишуру и обнажить свои мысли и желания».
Из аннотации к выставке

Тема подмены действительного образа его виртуальной копией затрагивается в большинстве полотен. Художник сопоставляет портрет женщины с ее «двойником», который зафиксирован на мобильный телефон («Автопортрет»). На другом полотне мы уже и вовсе не видим «оригинала»: на месте лица ― снова фотография («Автопортрет 1»). Принадлежит ли она этой женщине или это выдуманный образ, то, как бы эта женщина хотела выглядеть? Ответ знает только художник. Благодаря цифровым технологиям виртуальная «подмена» становится все актуальнее: «юзерпик» заменяет реального человека, электронные письма и смс ― живой голос и эмоции.

Сергей Гриневич «Женский контекст»

Художник открыто использует изображение пикселей. Он вводит эти «знаки» в портрет, реалистическое изображение начинает «размываться» цифровыми квадратиками (“Loading”). Складывается ощущение присутствия при создании человеческого двойника.

Отсутствие эмоций на картинах очевидно. Женщины улыбаются, томно прикрывают глаза, но эти женщины «мертвы». Только холод и отстраненность. Даже яркие, кислотные цвета, которые использует художник, похожи скорее на фильтры графических программ, задача которых «умертвить» изображение.

Своеобразным апофеозом «оцифровки» реальности становится триптих “Please Call”, “I love you”, “Happy birthday”. В центре каждого полотна ― женщина. Она лишена признаков пола, но каким-то чутьем понимаешь, что это женщина. В руках она держит мобильный телефон и набирает смс, текст которого отображается на ее лбе. Лицо, независимо от содержания послания, сдержанно. Набор текста происходит механически. Отличает одну картину от другой только световой рефлекс: розовый, кислотно-зеленый, оранжевый (цвет экрана телефона). Этот процесс мы наблюдаем ежедневно: общение подменяется быстрым набором текстовых шаблонов, многообразие эмоций становится роскошью и пустой тратой времени. Хочу ли я так? ― каждый ответит сам.

Сергей Гриневич «Женский контекст»

«Сегодня массовая культура навязывает нам устойчивые образы и стереотипы поведения. С рекламных билбордов и глянцевых обложек на нас смотрят улыбающиеся, гладкие, счастливые, отредактированные в фотошопе лица… Сегодня очень часто слышны фразы типа: «Ты похожа на…» или «В стиле…», и это воспринимается как комплимент».
Из аннотации к выставке

В отдельных своих работах Гриневич попытался проиллюстрировать влияние медиа и рекламы на современного человека, которые диктуют женщинам «эталон» красоты, а мужчинам прививают вкус к определенной «красоте». В этой серии образы, которые выбрал художник (загорелые красотки на фоне американского флага или бойцовского ринга), кажутся слишком нарочитыми. Как влияет массовая культура именно на белорусское современное общество? Какие «ты похожа на…» или «в стиле…» актуальны именно для нас? Эти вопросы остаются без ответа.

Сергей Гриневич «Женский контекст»

«Женский контекст» Сергея Гриневича в первую очередь интересен именно той проблематикой, которую обозначил художник, попыткой сделать нашу современность темой искусства. Сегодня поиск именно в этом направлении ― освоение новой реальности ― интересует многих художников.

Остается понять: насколько живопись может справиться с этой темой? Не является ли это «подделкой», эксплуатацией нового содержания традиционной формой? Может ли наша многомерная действительность стать плоским изображением? И если да, то где граница между декорированием этой действительности и жесткой работой с ней? На эти вопросы художникам и предстоит искать ответы.

Автор: Татьяна Артимович, фотограф: Александра Пешехонова

Тэги: , ,