Неделикатный художник Гриневич: картины, написанные до того, как все произошло
![Неделикатный художник Гриневич: картины, написанные до того, как все произошло](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/9ca73cbb-b5f0-41e5-bdb9-7edf2c124981_w1023_r0_s1.jpg)
Считается, что белорусское искусство очень камерное, деликатное, настроено на личные переживания. Конечно, это общее суждение, примерно как средняя температура по больнице. То есть исключения возможны, и даже подразумевается, что они есть. Например, Сергей Гриневич — художник мощный, чье творчество будоражит, часто бьет наотмашь. Как минимум его живопись не дает вам усомниться в авторских мыслях и чувствах.
Этот художник старается быть автономным. Концентрация действительно помогла Сергею Гриневичу стать знаковой фигурой в белорусском искусстве: он активно выставляется с 1991 года, география — от Беларуси до США. Портреты Гриневича — стержень, на который нанизаны другие ценности, предпочтения художника. Его выбор остается неожиданным: Уинстон Черчилль, Мик Джаггер, Кит Ричардс, Чарли Чаплин, Янка Купала. Из поп-культуры Гриневич выбрал Джеймса Бонда, Джона Траволту и летящую Кейт Мосс. Как ни странно, близка художнику Пеппи Длинныйчулок — как персонаж прямолинейный и «враг ханжества».
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/99e6f5015d559ac363c7e412ab9c95921-610x406.jpeg)
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/d1756174aabd55445bbac4a4551eed7c1-610x306.jpeg)
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/ab37453c3c56589b122333879fb3b2921-463x610.jpeg)
И в этом же ряду — отец и несколько собственных портретов.
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/d23eb6704da20ef4c747e9b6677ce6ec1-610x406.jpeg)
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/6ade941e9c826b099f7e4b3d23b3ef471-610x406.jpeg)
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/0d9309a5802a2b2b4fe32e81f65f748a1-467x610.jpeg)
Масштабность — три-пять метров в длину и до двух в высоту — проблема для экспонирования, но не для Гриневича. В идеале одна работа — одна большая стена, а то и полностью зал. Иначе картине нечем дышать, и даже в такой ситуации она все равно переиграет соседей. Гриневич — монументалист не только и не столько по форме, сколько по содержанию и темпераменту. В Гродно, да и в других городах и странах не каждая площадка соответствует острым темам, напряженному ритму, насыщенной цветовой гамме.
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/5cf9d69b6db7fedce2361d3bf940aebf1-610x407.jpeg)
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/a1f98a8843c0a2f33261182efe0d28e31-610x221.jpeg)
Впечатляющий «Парад с собаками» (2014) — образ угрозы и непрекращающейся тревоги, агрессии и необходимого бесстрашия.
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/b47b65cff8279859b5fd6fd59e4d7ac01-610x407.jpeg)
А Первая мировая война или армейские портреты самого художника разве не отзываются в сердцах современного зрителя, надолго остановившегося в «военном зале»?
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/e7b056bdda2f53c3008336ac40edac9b1-610x407.jpeg)
Образы Гриневича будто предсказывают какие-то проблемы, невидимые глазу процессы, которые начнут волновать зрителей только через несколько лет.
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/ca4b25de3d02fc81b025ca8f96b1f7611-610x406.jpeg)
Триптих «Ленинская плащаница» (2018) — напоминание о тяжелом наследии, суровом социальном эксперименте прошлого века, который выстрадан миллионами людей, но до сих пор не до конца изучен и отрефлексирован. Обращение к форме плащаницы здесь примечательно: ритуальные практики, которые переходят из религиозной жизни в светскую, получают совсем другое значение.
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/7c7a0b5b6498bdf9ce53b2cfe28ac3181-610x406.jpeg)
«Фестиваль» написан в 2014-м. В нем раскрыта тема постоянного контроля — цифрового, физического, морального.
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/085e2a58242e0f7595a6d0581cce72ed1-610x406.jpeg)
Полотна написаны пять, а то и десять лет назад. Художник сдерживает себя, старается брать паузу для необходимой рефлексии.
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/9445c6aaee7e1c83a88d7fbb4ee5ebdc1-610x370.jpeg)
Работа «После урожая» (1995) предельно абстрагирована от узнаваемого ландшафта. Тогда сложно было предположить, что экологические проблемы превратятся из локальных в глобальные.
![](https://www.mart.by/blog/wp-content/uploads/2021/07/747fb75a331156aa625201ed705af6971-610x406.jpeg)
Иногда можно слышать мнения, что Гриневич слишком близко подошел к повестке, его язык близок плакату. Но различия в видах и жанрах современное искусство успешно изживает. Междисциплинарные арт-практики все больше интересуют авторов, так как именно эти инструменты в наибольшей степени соответствуют сложности современного мира и дают этому миру возможности высказывания. Кроме того, сильная художественная метафора, поиск героя времени, ощущение своего пространства, часто болезненное и драматичное, вряд ли интересны традиционным плакатистам.
Автор: Любовь Гаврилюк
Тэги: Беларусь, Гродно, живопись, Сергей Гриневич, современное белорусское искусство, современное искусство