Современное белорусское искусство на www.mart.by

Репортаж с выставки «Каждый день. Искусство. Солидарность. Сопротивление»

Источник 34mag.net Дата: 29 Мар. 2021
Репортаж с выставки «Каждый день. Искусство. Солидарность. Сопротивление»

Заимствуя у беларусов лозунг «Кожны дзень», выставка фокусируется на исследовании солидарности, механизмов государственного насилия, революционной поэтики, пространственного и архитектурного измерений протеста. Таких грандиозных художественных событий в Беларуси не проводилось по разным причинам, многие из них – политические.

Выставку готовили шесть кураторов и кураторок на протяжении четырех с половиной месяцев. В экспозиционном пространстве площадью 4000 квадратов выставляются 86 художников и художниц. В Арсенале представлены работы различных техник и видов: от зарисовок, сделанных на «сутках» в СИЗО, до масштабных инсталляций и проектов, воссозданных из девяностых и нулевых.

Из-за ужесточения карантинных ограничений в Киеве открытие выставки и другие активности перенеслись в онлайн до 9 апреля. Сейчас команда готовит 3D-тур, аудиогид и дискуссионную программу.

Пока выставка обретала свою финальную форму, арт-контрибьюторка 34 Лиза Масленченко пообщалась с директоркой Арсенала искусств, художниками и частью кураторской группы, расспросив о том, каково это – открывать масштабную выставку в локдаун, где в Минске мог бы случиться свой Арсенал и насколько легко провозить через границу «острое» беларуское искусство.

Максим Тыминько

художник, сокуратор выставки

Не мы подбирали площадку, площадка выбрала нас: представить беларусское искусство в свете протестов было инициативой и жестом солидарности Арсенала искусств и фонда «Відродження». Сначала представители Арсенала контактировали с Валентиной Киселевой и Анной Чистосердовой [создательницами галереи «Ў». – прим. 34], а после вокруг проекта сформировалась кураторская группа из шести человек: это Андрей Дурейко, Сергей Шабохин, Марина Напрушкина, Алексей Борисенок, Антонина Стебур и я.

Изначально Арсенал предполагал выставлять не более 20 участников и участниц, но это было нереально. Во-первых, удерживать такое огромное пространство 20-ю авторами сложно. Во-вторых, хотелось представить и показать как можно больше разных художественных позиций: от прямых политических заявлений до абстрактного искусства, которое в условиях кризиса и протестов все равно звучит как политическое высказывание. Сейчас в проекте принимают участие 86 человек: 47 художников и художниц с индивидуальными высказываниями, остальные – участники проекта Cultprotest.me и самиздата протестных плакатов Antibrainwash.net.

Конечно, мы не смогли взять всех, кого хотели. Мы создали список из 180 художников (скорее, даже не имен, а произведений), затем путем долгих споров, препирательств и компромиссов определили окончательный набор участников и участниц. Хочу подчеркнуть, что это не репрезентативный список, а лишь выборка авторских высказываний, которые позволили нам выстроить горизонтальную структуру, сеть смыслов и жестов, таких как «сила слабости», «тактики сопротивления», «протестная хореография», «механизмы насилия» и другие.

Расскажите немного о Cultprotest.me.

Площадку мы организовали вместе с Сергеем Шабохиным. Сайт стартовал еще до выборов – с идеей дать художникам и дизайнерам платформу, где они могли бы визуально выражать свой протест и делиться своими произведениями. Главная идея этого проекта заключается в том, что все постеры, плакаты и листовки можно свободно скачивать, распечатывать и распространять. У нас сейчас собрано около 450 работ, сто плакатов из проекта принимают участие в выставке «Кожны дзень».

Марина Напрушкина

художница, сокураторка выставки

Больших противоречий между кураторской и художественной деятельностью нет. Кто-то из нас видит себя больше в кураторском поле, кто-то в производстве художественных работ, но в случае совместной работы в планировании и организации выставки мы могли обмениваться опытом и учиться друг у друга.

Нам было важно включить в выставку как можно больше перспектив и голосов. В начале работы основным принципом организации структуры выставки и нас самих мы выбрали «цепь солидарности», которая очень гетерогенна, включает людей разных возрастов и профессий.

Сама я представляю на выставке материалы «Бюро анти-пропаганды», проекта 2007 года; работу из 2010-х «Подиум» и холст-стих, который начинается словами «Я хочу женщину президентку» – это оммаж на текст американской художницы Зои Леонард «I want a president» (1992) и, конечно, отсылает к нынешнем событиям в Беларуси.

Антонина Стебур

сокураторка, исследовательница

Подготовка к выставке «Каждый день» началась еще в октябре 2020 года. Тема, вокруг которой построена выставка, – «искусство, солидарность и сопротивление» – сложная, многослойная и эмоциональная. Поэтому на выставке такой большой состав кураторов: шесть человек. Уже на уровне организации мы хотели подчеркнуть горизонтальность, кооперацию, солидарность, то есть создать выставку, которая будет критически осмыслять и противиться жестким иерархиям, вертикалям, властным отношениям, авторитаризму. Конечно, такая прямая демократия требует больше времени и более тонких настроек, но в тоже время позволяет с разных сторон осмыслить работы.

На уровне архитектуры выставка организована как незавершенный процесс: работы нарочито сопротивляются совершенству, а конструктивным элементом выставки стали монтажные леса, на них располагаются работы. Заходя в экспозиционное пространство, зритель видит некий незавершенный процесс и задается вопросом, что это – монтаж, демонтаж, реставрация, строительство? Ведь сами события, которые осмысляет выставка, еще не завершены, мы не можем поставить точку в протесте. Отсюда и название выставки. «Каждый день» – лозунг не только об обещании протестующих возвратиться к протестам, но еще и о нашей ежедневной борьбе за права и свободы, об этом бесконечном процессе, который не может завершиться, не может прекратиться, а наоборот, должен возобновляться каждый день. Для нас также важным было избежать иллюстративной, плоской, поверхностной выставки, а наоборот, показать те сложные и противоречивые процессы сопротивления и солидарности, которые происходили и происходят сегодня. Борьба за права не началась в 2020 году: художники и художницы много работали с этой темой и ранее.

Важно отметить, что 2020 год выдался не единственным годом волны эмиграции, такие волны поднимаются еще с 90-х. Некоторые участвующие в выставке авторы давно не живут в Беларуси, некоторые были вынуждены покинуть страну в 2020 или в 2021 году; получилось так, что работы привозились со всей Европы.

Михаил Гулин

художник, перформер

С доставкой работ все сложно. Сейчас на границе может вызвать вопросы даже обычный красный цвет. Чтобы с транспортировкой не было проблем, свою работу я делал на месте, в Киеве. В числе моих объектов – инсталляция со словом «Бессмертен» и «Персональный монумент» – восстановленная инсталляция 2012 года. Оригинальный объект был уничтожен в Центральном РУВД Минска.

Идея кураторской группы – показать в том числе и протестные работы прошлых лет, обозначив внимание людей к происходившим событиям не только за последний год. Например, на выставке будет воспроизведена акция Алеся Пушкина «Подарок Президенту» 1999 года.

Как тебе пространство?

В таком большом пространстве я выставляюсь, наверное, в первый раз. Круто, что сказать. Над проектом работает большая команда, и очень радует, что не нужно никому объяснять, почему в работе возникает необходимость что-то изменить или зачем тебе нужны дополнительные материалы. Все понимают, что такое большая выставка, и все работают на большой результат.

Как считаешь, мог бы Ок16 стать для Минска тем же, чем Арсенал для Киева?

Учитывая то, что Дворец искусства под современное искусство не отдают, цех МЗОР стал бы хорошей альтернативой. Я вспоминаю разговор с Машей Колесниковой, когда у нее были планы летом 2020-го провести биеннале. Это была секретная информация, и я так ждал новостей! Когда началась предвыборная кампания, понял, что Маше и всем остальным будет не до этого.

Биеннале в Ок16 – история, которая заставила бы пространство по-настоящему заработать, стать своеобразной проверкой на прочность. Искусству нужно не только помещение, необходимо качественное наполнение и мощная сопроводительная работа. Пока что сделать выставочный проект для многих означает написать текст и предоставить художникам стенки.

Олеся Островская-Лютая

генеральная директорка Арсенала искусств

В первый раз с беларусским искусством я работала еще начале 2000-х на выставке «Болота Empire» в киевском Центре современного искусства. Там выставлялись Артур Клинов, Руслан Вашкевич и другие ваши художники. В те времена беларусское протестное искусство пользовалось метафорой «партизанское».

Как украинское арт-сообщество относится к событиям в Беларуси?

Много кто в Украине думает, что все эти события – один великий исторический процесс, охватывающий множество стран. Мы очень рады выразить солидарность беларусской культурной сфере.

Одна из миссий Арсенала – тревожить общество насущными вопросами, поэтому мы постоянно работаем с темами, затрагивающими политику в том числе. Например, несколько лет назад мы делали выставку «Революціонуймо», кураторами которой были Катерина Филюк и Натания ван Дайк. Проект был похожего масштаба и, как выставка «Кожны дзень», затрагивал природу революции и демократии.

Как работалось с беларусской командой?

Кураторская группа решила опираться на практику консенсуса, а это очень сложно. Но в процессе подготовки проявилась, наверное, ваша культурная особенность: все было очень организованно и собранно.

Арсенал – красивое и сложное пространство, важно уметь с ним работать. Всегда присутствует риск, что зритель первым делом увидит архитектуру, а не работы художников. И в этом смысле авторы справились – создали масштабные, монументальные работы, заполняющие всю экспозицию. Справились и кураторы, и архитектор Александр Бурлака, который работал с экспозицией. Сейчас выставка работает онлайн, на День Воли проект приезжал посмотреть министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба – выразить солидарность с Беларусью.

Как относитесь к тому, что беларусское искусство не выставляется в Беларуси?

Есть такая немецкая фраза: «Если все плохо, в конце будет хорошо. Если еще не хорошо, то это еще не конец».

Автор: Лиза Маслёнченко
Фото: murmurash

Тэги: , , , , , ,