Современное белорусское искусство на www.mart.by

Картина в картине, которая создается на глазах у зрителей: абсурд на «Пляске смерти»

Источник tut.by Дата: 25 Ноя. 2014
Картина в картине, которая создается на глазах у зрителей: абсурд на «Пляске смерти»

Вечером 21 ноября в баре «Хулиган» (ул. Октябрьская, 16) в рамках экспозиции «Dance Macabre» арт-группы an angelico прошла акция при участии известного белорусского художника Игоря Тишина. На глазах у посетителей бара и журналиста TUT.BY уже готовые портреты дополнялись живописью, рождая новый смысл.

Поскольку стили участвующих в проекте художников и подходы к искусству различны, никто заранее не брался предсказать, каков будет конечный результат совместной работы. «Мне важно показать, что такое сотворчество возможно, — комментирует один из участников группы Anton Snt. – Мы специально выбрали для акции не художников-ровесников, а именно Тишина, это диалог поколений«.

В мировых художественных школах преемственность поколений способствует эволюции художественной среды и культуры в целом. В белорусском контексте подобной практики нет, и это заставляет молодых художников изобретать велосипед.

Биография художников пересекается с художественным училищем имени Глебова. Игорь Тишин, окончив художественное училище и отучившись в Академии искусств, вернулся в училище как преподаватель. Там же в это время — в начале 90-х — участники группы an angelico только начинали свое художественное образование. В пятничной акции художники стали примером взаимодействия двух поколений.

Несмотря на кажущуюся неважность выбора фона для сотворчества, Тишин выбирал конкретные работы, отметая фотографии с черепами. Он объяснил потом, что неотобранные фотографии – уже законченные произведения и не подходят для вмешательства. Те же, на которых он рисовал акриловыми маркерами и красками, подходили для общей идеи акции: из двух различных смыслов получить новый третий.

фото: Антон Мотолько

фото: Антон Мотолько

«О результате сложно судить, эту работу можно продолжать бесконечно, это как теннис. Антон что-то сделал, я поработал, потом он может продолжить, сделать коллаж или что угодно. Мне было интересно, что получится. Есть разные художники, кто-то знает, какой будет результат. У меня часто бывает, что я начинаю одно, переделываю и не знаю, чем это все закончится«, — объясняет Тишин, почему согласился на акцию.

Свою роль во время акции играла и атмосфера: подвыпившие посетители перед вечеринкой подходили решительной походкой к работам и, словно в музее, сосредоточенно созерцали. Одна девушка так же решительно потом спросила что-то у автора. На вопрос, что так интересовало девушку, Тишин ответил: «Я особо не вслушивался. Она спросила что-то по поводу авторства. Я не помню вопрос, но помню, что я ответил«. О громкой музыке, которая могла помешать сосредоточиться, увлеченный автор сказал: «Я могу ничего не слышать и не видеть, когда работаю«.

Фото: AntonSnt

Фото: AntonSnt

 

Фото: AntonSnt

Фото: AntonSnt

Танец смерти: человек сам не заметил, как привык жить в тщеславии
Выставка «Danse macabre» открылась накануне Хэллоуина и представляет собой современное прочтение классической темы в искусстве «Пляски смерти». Сюжет был популярен в Средневековье, и его изображения напоминали о бренности бытия, мимолетности земных благ и равенстве всех перед лицом смерти. Этот образ часто встречался в искусстве вплоть до ХVI века.

«Глобальные медиа предлагают людям удовольствие от простых и мимолетных вещей, которые уводят их от мыслей о сложности жизни. В связи с доступностью материальных ценностей, повсеместной рекламой, предлагающей бесконечно улучшать качество жизни, и популярностью социальных сетей, дающих возможность самоутверждаться через самолюбование, человек сам не заметил, как привык жить в тщеславии«, — говорит Anton Snt.

Одним из главных примеров «фабрики тщеславия» он считает fashion-индустрию. «На вершине модной индустрии выставлены напоказ юные модели, представляющие образ вечной молодости. Даже череп из сакрального превратился в модный символ. Бесконечные вечеринки и after-party сливаются в хороводе дикой пляски«, — рассказывает о концепции выставки художник.

Принты группы an angelico на базе графических портретов Anton Snt производят впечатление холодных совершенных образов, лишенных эмоций. Автор создает эффект матрешки: сначала рисует портрет с фото, потом снимает его на видео и запускает на телевизоре, делает фотографию. Это позволяет добиться эффекта пиксельности. Таким образом, работы намеренно отдаляют зрителя от оригинала, а изначально безличные образы пропускаются через субъективный взгляд и возвращается обратно в отстраненный контекст. Это вовсе не портреты, а скорее, состояния, лишенные человеческих и земных характеристик.

В очертаниях угадывается фасад Национальной библиотеки. Фото: Vitaz27

В очертаниях угадывается фасад Национальной библиотеки. Фото: Vitaz27

 

Фото: Vitaz27

Фото: Vitaz27

 

Фото: Vitaz27

Фото: Vitaz27

Стиль работ Игоря Тишина — неоэкспрессионизм, наполненный абстрактными и абсурдными элементами, с ярко выраженной гротескностью образов. Они перекликаются с произведениями Даниила Хармса и художника парижской школы с белорусскими корнями Хаима Сутина. Сочетание двух стилей создает уникальное произведение с новым смыслом. Одним из примеров совместного творчества в истории искусств являются совместные работы Энди Уорхола и Жана-Мишеля Баския.

Пропорция доходов в соавторстве

Логичным в таком дуэте выглядит вопрос распределения цены. Авторы затруднились ответить конкретно, объяснив, что не задумывались над этим. Игорь Тишин предположил, что если бы кто-то захотел купить картину, стоимость делилась бы пополам. Антон заверил, что это обсуждаемый вопрос, но заранее никто не говорил о цене, а целью проекта было не увеличить стоимость работы, а провести эксперимент. «Эту идею мы обсуждали с Тишиным несколько лет, просто сейчас дошло до конкретной реализации, была возможность в этой атмосфере сделать работы. Это ведь законченная экспозиция, в которую он сейчас вторгается«, — пояснил Anton Snt.

В 2001 году Anton Snt вместе с однокурсником по худ. училищу Виталием Дегтяревым создают арт-группу an angelico (от имени итальянского художника Fra Angelico). Группа an angelico первая в Беларуси представила видеозвуковую инсталляцию на международном фестивале «Transit-01» 2001 состоящую из 3 проекций, в ночное время транслировалась на фасад здания. После ряда масштабных видео проектов в 2001-2003 годах перешли в формат клубных мероприятий электронной музыки. Более 300 Live Video sets выступлений в течение 10 лет во всех клубах Минска. Резиденты всех фестивалей «Global Gathering Belarus», «Космос Наш».

Центральные темы творчества художника — современная иконография образа Марии и образа Смерти.

После акции художники договорились, что эксперимент получит продолжение: в планах открыть совместную выставку уже с большим количеством работ.

Возвращенные на место работы. Фото: Anton Snt

Возвращенные на место работы. Фото: Anton Snt

Тэги: , , , ,