Современное белорусское искусство на www.mart.by

Машина времени

Источник Карабас Дата: 24 Июл. 2013
Машина времени

В прошлую среду машина времени занесла меня в тотальную несовременность. В Серебрянке, в несовременной галерее прошловечного художника Щемелева открывалась выставка фотографа Владимира Сутягина “Созерцание”. 
Понятно, что при такой расстановке и таком названии ничего актуального и злободневного ожидать не приходилось, но действительность превзошла все ожидания. На стенах абсолютно геометрически были развешаны огромного формата в строгих классических рамках с каллиграфическими подписями под каждой фотографии – не струйные принты, а  настоящие фотографии – напечатанные на фотобумаге с использованием сепии, причем напечатанные с особо высоким, почти издевательским, качеством. Такое ощущение, будто ни автор, ни организаторы ни разу не видели как сейчас надо правильно выставлять фотографии – печатать их мелкими, но огромным количеством,развешивать с использованием подручных верёвочек, прищепочек, жвачки, хаотично распространять по доступным плоскостям в том числе раскидывать по полу.

Содержание работ было под стать антуражу выставки – изысканные пейзажи, когда кадр выстраивается часами, а нужный свет ждут сутками, классические портреты, романтические сюжеты.

Публика на открытии тоже была несовременная, под стать автору  – дама читала ему стихи, немолодой живописец заспорил с молодым иконописцем о судьбах фотографии и о таланте, пожилой коллега-фотограф ностальгировал о каменном веке фотографии. Даже молодые красивые девушки, пришедшие на открытие, были неуловимо старомодны. Само мероприятие естественно прошло абсолютно предсказуемо – гости угостились вином, все жали смущенному автору руку, кто-то стал играть на рояле, немолодые художники в меру изящно ухаживали за девушками и в конце-концов все мирно разошлись.

Такое странное мероприятие меня озадачило и наутро я залез на сайт onliner.by, для меня мерило актуальности и прогресса в местных реалиях, чтобы проверить – вдруг на форумах кипит оживленная дискуссия о преимуществах фотобумаги Ilford перед Kodak, новичку советуют, как исправить недоэкспонированность пленки при дальнейшей печати, барахолка трещит от желающих купить фотоувеличитель за любые деньги, а интернет-магазины не успевают развозить “Зениты” и “Смены 8м”.

Но все оказалось на своих местах, важнейший спор современности про айфон и самсунг не снижал накала, а одной из главных новостей оказался сюжет про съемку смелого и очень современного клипа .

Сюжет клипа замысловат, это вам не пейзажики щелкать. Вкратце: гопник идет по подземной парковке и трепется по телефону (что он делает на парковке не совсем понятно, машины у него, судя по разговору, нет, наверное пытается снять пару зеркал или эмблемок), но его самого сбивает авто. На гопника это особого впечатления не производит и он идет дальше в магазин. Там он видит, что к его приходу охранников заменили на голых девушек, остальных людей из магазина убрали. Он ходит с тачкой, пялится на девиц, по пути надевает костюм, за съемку на кассе ему платят деньги, он ругается матом, а потом выясняется, что он все-таки умер и все это привиделось современному фильммейкеру — проще говоря: “Жираф на крыше ЦУМа, съемка идет с вертолета, он прыгает с парашютом и сцыт во время полета..” © “Ляпис Трубецкой”. Надо отметить что ни к содержанию ни к ритму песни видео никакого отношения не имеет. Зато самое прямое отношение имеет к Современному Белорусскому Искусству.
Современное – бесспорно, ведь модный минский фото”ню”граф снимает это, сидя в новенькой продуктовой тачке очень современного минского гастронома, самым современным оборудованием – фотоаппаратом, это неудобно, но дешево. Для тех у кого нет денег на соответствующее видеооборудование, даже название современное есть – “видеограф”. Для полноты и свободы творчества к фотоаппарату прикручен steadicam – любимая приспособа свадебных видеографов, чтобы шлейф у невесты красиво разлетался. Одним словом самое современное техническое оснащение. Одет видеограф тоже актуально – кеды, треники и майка-алкоголичка – практично, удобно, из образа не надо выходить, в тачке кататься еще с детства так привычней и сразу понятно, кто тут творец.

Белорусское – очевидно – тема гопника самая популярная и востребованная в современной белорусской культуре, спасибо тому же Михалку. Девушки – симпатичные, сутулые и неулыбчивые – типичные белорусские девушки, а напоследок ГАИшная машина в кадре не оставляет никаких шансов на “внеграничный” масштаб клипа.
Искусство – наверное если бы посетители выставки “Созерцание” смогли созерцать этот клип, они бы фыркали и морщили нос: “Пошлость, безвкусица, на потребу черни…”. Я никогда не соглашусь с ними, для меня этот клип – яркий образчик искусства и чистого творчества. Ведь денег никаких и никогда он не принесет, клип заблокировали даже в youtube, ни один белорусский канал, особенно после недавних проделок видеоинженера, его в эфир не пустит, да и досмотреть на маргинальных площадках типа “вконтакте” его не каждому дано, высокая эстетика автора не всем понятна и близка. Для них автор дал специальное пояснение про общество потребления, метафоры и эгоцентризм, и это пояснение уж точно снимает все вопросы, считать ли его творение искусством.

И вот, осилив этот сюжет, я с облегчением пошел на работу, современное белорусское искусство оказалось живо и никакие фотовыставки ему не угрожали, да и наверное это невозможно, ведь для того чтобы посмотреть на прошлое, надо сесть в машину времени — троллейбус, пройти еще 300 метров от остановки, ногами ходить по выставке и можно устать, и кстати там нет wi-fi, а вот современным белорусским искусством можно так уютно и просто насладиться, нажав на ссылочку…
Нет, не дам ссылочку, дойдите лучше до остановки.

Автор текста: Карабас

Тэги: , ,