Современное белорусское искусство на www.mart.by

«Амбивалентное»: ничто не может быть однозначным

Источник relax.by Дата: 20 Апр. 2010
«Амбивалентное»: ничто не может быть однозначным

19 апреля в Галерее современного искусства «Ў» по соседству с действующей экспозицией «Мультипликации» Алексея Лунева разместилась небольшая инсталляция «Амбивалентное» молодой художницы Жанны Гладко. Этот проект осуществлен галереей в рамках программы «Старт», которая направлена на поиск и поддержку молодых авторов.

Жанна Гладко:

― Я совсем недавно окончила Белорусскую академию искусств. Работаю с фотографией, осваиваю использование различных материалов. Проект «Амбивалентное» был моим дипломом в академии, но не был там утвержден. Поэтому было важно, чтобы он увидел свет.

Инсталляция «Амбивалентное» представляет собой 13 натянутых белых полотнищ с отпечатанными на них графическими изображениями. Снизу эти ткани придавлены черными кирпичами, на которых аккуратным белым карандашом начертаны слова, образующие единую логическую цепочку. Слова простые ― как, например, «насилие», «печаль», «гармония», «обновление», на каждое из которых художница дает свою иллюстративную ассоциацию, личное переживание этого слова.

Сергей  Шабохин (координатор  программы «Старт»  и куратор проекта  «Амбивалентное»):

― Данная инсталляция очень удачно вписалась в пространство галереи. Жанна четко прочувствовала место и время, когда может возникнуть этот проект.

Анализируя работу Жанны Гладко, Сергей Шабохин нашел в ней созвучие с женским «минимализмом» 70-х годов, которое было направлено против мужского рационализма. Тогда женщины стали легко и свободно смешивать различные формы и материалы, как, например, Жанна, которая использует ткань, печать, академическое изображение и «концептуальный» кирпич.

«Амбивалентное» значит «двойственное», когда один и тот же объект может вызывать одновременно два противоположных чувства. Эта «двойственность» очень заметно прослеживается в инсталляции Жанны Гладко. Работа с хрупкими образами, воздушная ткань и тяжелый кирпич. Вертикальное расположение работ, с одной стороны, и «горизонталь» вербальной цепочки ― с другой. Переход от глухого черного к прозрачному белому, и, наконец, сама двойственность восприятия понятий. Начиная из беспросветной и пугающей «пустоты», художница заканчивает «пустотой», где «ничто» становится воздухом и светом.

Сергей  Шабохин:

― «Амбивалентное» ― это переходный этап для Жанны. С одной стороны, она закончила свое обучение и получила академические навыки. С другой, у нее возник интерес к формам современного искусства. Для Жанны это тоже своего рода амбивалентность: между двумя школами ― фигуративной и концептуальной.

В инсталляции читается предельная откровенность художницы, опыт и ее личный путь от «тяжеловесного» восприятия этого мира к ироничному и легкому отношению к нему. Ничто не есть само по себе, все имеет и находит свою пару или зеркальное отображение: разрушение и созидание, печаль и радость, насилие и защита существуют в тесной взаимосвязи. То, что видится или чувствуется, субъективно ― «я вижу лишь то, что хочу видеть». Нет «мужских» сильных эмоций, негодования или протеста, насмешки тоже нет. Но чувствуется «женщина» с ее поиском гармонии и утверждения этой гармонии вокруг.

Сергей  Шабохин:

― Это очевидно женский проект. Жанна умело вписала свои личные переживания в контекст галереи и сделала это нескучно. Обычно женские проекты страдают определенной «дневниковостью». Это не то чтобы плохое качество, но очень по-женски. В данном проекте у Жанны этого нет. Она даже сумела с иронией отнестись к тому, что не может просто выставить свои работы, а нужна концепция. Поэтому прижала их тяжелыми кирпичами. Это «концепция», которая утяжеляет и насилует ее личные переживания.

Обычно для  художницы обидно, когда ее причисляют к «женскому искусству», что равносильно  несерьезному и снисходительному отношению  к ее творчеству. Возможно, так оно и есть. Жанна Гладко не переживает по поводу своей «женскости». И глядя на ее работы ― легкие, наивные, тихие, откровенные, ― радуешься, что в этом «жестком» пространстве искусства она осталась в первую очередь женщиной, а не художницей. И возможно, в этом ее счастье.

Автор материала: Татьяна Артимович

Тэги: , , , , ,