Современное белорусское искусство на www.mart.by

В Брестском театре кукол прошла премьера сказки «Русалочка»

Источник tut.by Дата: 29 Янв. 2010
В Брестском театре кукол прошла премьера сказки «Русалочка»

В Брестском театре кукол прошла премьера сказки «Русалочка», пишет газета «Вечерний Брест».

Новая постановка Брестского театра кукол — творческая заявка на то, что театру откровенно не хватает места на своей маленькой «детской» сцене. Нужны другие — более масштабные подмостки. И ждать осталось недолго. Премьера спектакля «Русалочка», которая состоялась в минувшее воскресенье, 24 января, станет последней новой постановкой в старом здании на улице Ленина. С 1 апреля театр окончательно переедет на Партизанский проспект в помещение бывшего кинотеатра «Юность». А на Ленина начнется возведение нового дома для кукольников.

Андерсеновская «Русалочка» — сказка печальная, трагичная, загадочная. История о вечном: чем можно пожертвовать ради любви и стоит ли эта жертва того? В мастерских театра она рождалась очень долго. Только на предварительную работу с художником ушло не меньше полугода. Все эскизы прописывались по-особому с учетом многослойной картинки. Брестская «Русалочка» — единственный в Беларуси спектакль, в котором используются специальные эффекты. Каждая сцена сопровождается видеоизображением, которое проецируется не на задний план, как можно было бы ожидать, а на полупрозрачный тканевый экран перед сценой. Благодаря этому достигается эффект сфумато — действие происходит как будто за дымкой. Да, для европейских подмостков такие приемы не в диковинку, в Беларуси брестчане стали первопроходцами.

Сцена оформлена предельно лаконично. Несколько больших ракушек, винтовая движущаяся лестница. Появляются дамы в пышных нарядах и шляпах с широченными полями. Мужчины — в белоснежных фраках и котелках. Кто играет Русалочку, понимаешь сразу — по самому скромному платью. Это молодая актриса Светлана Мацуль. Остальные актеры — Светлана Шутак, Руслана Соколова, Роман Пархач и Владимир Тевосян — распределили между собой сразу несколько ролей. К слову, спектакль не совсем кукольный — некоторых персонажей играли артисты. А еще — не совсем детский. Сам режиссер Дмитрий Нуянзин отмечает, что эта постановка предназначена для детей старше семи лет.

Вместе с музыкой видеоряд создает настроение. Вот спокойная, слегка печальная, жизнь Холодного дна. На экране появляются глубоководные разноцветные рыбки, неведомые нам водоросли. Когда черная ведьма начинает свое страшное колдовство, перед сценой загорается огненный шар. А потом появляется спокойное море на закате, которое через некоторое время перерастает в бурю. Для меня это одна из самых зрелищных сцен спектакля.

Для того чтобы стать повелительницей Холодного дна, Русалочке приказали принести жертву: потопить корабль и предъявить тело принца. Добрая девушка не хотела, но бабушка сумела на некоторое время сделать ее жестокой. Русалочка устраивает шторм. Маленький кораблик кружит по просторам ее невероятно длинной белой накидки. Только увидев бледного принца, Русалочка приходит в себя — ее застывшее было сердце оживает.

Здесь не стали разводить ненужных сантиментов и переделывать конец, где все остались бы живы и счастливы. Ведь именно так сейчас любят описывать в детских книжках. В спектакле принц сделает ошибку — выберет не ту невесту. И Русалочка принесет себя в жертву, чтобы спасти любимого и принцессу. За свою жертвенность она получила возможность через 300 лет вознестись на небо. У бывшей жительницы Холодного дна появится человеческая душа.

При оценке спектакля нет места эпитетам «понравилось — не понравилось». Ведь увиденное гораздо объемней и глубже этих сравнений. Потому что сначала вообще невозможно понять, как можно — нет, не сделать — придумать такое. И герои столь честны в своих чувствах, что в конце спектакля к горлу подступает комок — хочется плакать.

Тэги: ,