Современное белорусское искусство на www.mart.by

Александр Богдан: Альтернативные фильмы открывают новый взгляд на кинематограф

Источник tut.by Дата: 27 Янв. 2010
Александр Богдан: Альтернативные фильмы открывают новый взгляд на кинематограф

Неформатное кино в прокате может стать рискованным экспериментом, но тем не менее и нежанровые фильмы находят своих благодарных зрителей. О том, какие проекты радуют столичных киногурманов, в студии TUT.BY рассказал Александр Богдан, главный режиссер Дома кино.

Дом кино специализируется на неформатном, камерном кино для киногурманов. Какие фестивальные фильмы вы показываете?

Мы являемся филиалом УП «Киновидеопрокат», частью системы белорусского проката. Но мы изначально должны чем-то выделяться — это видно по нашему названию, концепции, положению. В то же время мы должны держаться некоей золотой середины, должны работать на пропаганду национального и лучшего зарубежного кино, лучших тенденций развития мирового кинематографа и при этом выполнять довольно высокие прогнозные показатели, зарабатывать деньги, чтобы вносить свою лепту в развитие проката. Мы должны найти золотую середину между зарабатыванием денег и чисто культурной, культурологической функцией.

У нас появился целый ряд проектов. Первый из них (и наиболее популярный до сих пор) — это «Канномания», где мы показываем лучшие, наиболее яркие и заметные фильмы Каннского фестиваля. В рамках этого проекта прошли десятки, даже сотни фильмов.

В рамках проекта «Окно в Венецию» мы показываем наиболее интересные фильмы Венецианского кинофестиваля. Очень интересен проект «ИнтерФильмВосток», в котором представлены новинки Берлинского фестиваля короткометражного кино. Это формат молодежного короткометражного фильма, новаторского, экспериментального, креативного кино. У нас есть проект «Киноэксклюзив», где мы показываем фестивальное кино, которое идет в очень ограниченном прокате.

Наиболее интересный, на мой взгляд, проект, созданный совместно с Академией искусств, — это «КиноАрт по-белорусски», рассчитанный на молодежь. Это молодежные авторские работы, которые мы выбираем из курсовых, дипломных, проектных работ, которые мы сбиваем в интересную программу и выносим на суд зрителей. Это своего рода мини-фестиваль, хотя, строго говоря,  фестивалем этот проект назвать сложно.

Но хотелось бы, чтобы этот проект перерос в фестиваль. Мы как прокатчики больше других понимаем конъюнктуру зрительского интереса. Есть такие понятия, как киномода, современное кино, которые совмещаются с профессиональным мастерством. Мы выбираем работы, наиболее приближенные по своему уровню к профессиональному, с некими свежими веяниями, с художественной альтернативой, со своим особым взглядом. Представители фестиваля «ИнтерФильмВосток» заинтересовались некоторыми работами, а это уже большой показатель.

Можете ли вы назвать какие-то перспективные фамилии или работы, представленные в проекте «КиноАрт по-белорусски»?

Мне очень нравятся работы Аллы Вольской: у нее очень своеобразный, чисто авторский взгляд. Как режиссер нравится Александр Кононович, который снял короткометражку «Цвет любви». Несмотря на то, что это простенькая комедия, по сути, это артхаус, новая стилистика.

Что интересно, работы не всегда предоставляет Академия искусств: у нас в БНТУ есть ребята, которые без специальной подготовки снимают очень неплохие фильмы. Молодые люди обладают особым чутьем и талантом.

При выборе работ для проекта «КиноАрт по-белорусски» мы привлекаем «волонтеров», молодых людей, на чей вкус ориентируемся при выборе. Это та категория людей, которые чаще других ходят в кино.

Когда можно ждать следующий сезон проекта «КиноАрт по-белорусски»? Вы уже знаете, какие ленты каких режиссеров будут на нем представлены?

О каких-то конкретных сроках сказать сложно, хотелось бы, чтобы это было уже в нынешнем году, возможно, ближе к осени. Это зависит от того, наберем ли мы нужное количество работ.

Каким образом вы отбираете фильмы для проектов «Канномания» или «ИнтерФильмВосток»? Вы ориентируетесь на свой вкус или на зрительские предпочтения?

К выбору этих фильмов мы подходим комплексно, потому что со своим вкусом можно не угадать. «Канномания» — это наиболее популярный проект. Например, фильм «Разомкнутые объятия» Педро Альмадовара стал лидером не только среди каннских фильмов, но и лидером среди всех фильмов, включая жанровые хиты, блокбастеры, которые шли в Доме кино. В течение десяти дней этот фильм собирал полные залы.

«Канномания» — это совместный проект с радио «Мелодии века». С нами сотрудничает Игорь Сукманов, наш известный киноаналитик, человек, который блестяще разбирается в кино и постоянно ездит на Каннский фестиваль. Он знает конъюнктуру рынка гораздо лучше нас, и мы, ориентируясь на мнение Игоря, составляем некий первоначальный список фестивальных фильмов. Он привозит эксклюзивные материалы с открытия кинофестиваля, берет интервью у известных режиссеров, и все эти материалы мы потом используем в наших презентациях. Этот список изучается руководством проката, и если есть возможность приобрести какой-то фильм, мы его показываем в рамках «Канномании». Руководство кинопроката держит руку на пульсе, поэтому у нас представлены самые новые, самые интересные фильмы, которые идут в мире.

Не боитесь ли вы пускать неформатные фильмы?

Сначала, безусловно, было рискованно запускать, например, проект «Киноформат 4х4». Нужно было провести большую работу, изучить рынок, но всё показывало, что зрительский интерес есть. Мы пошли на риск, и он себя очень здорово оправдал. Постепенно проект «Киноформат 4х4» плавно перешел в другие проекты.

Некоторые проекты неформатного кино были проведены в областях, но пока они там не сработали. Но такая работа плотно связана с правильно продуманной рекламной кампанией, чтобы дойти непосредственно до потребителя.

Есть жанровое кино, которое ставит перед собой одну цель, — заработать большие деньги. Это нормально, и есть жанровые фильмы высочайшего уровня, с прекрасной режиссерской работой. А есть кино неформатное, альтернативное, более духовное в каком-то смысле, заставляющее задуматься, часто даже «заэлитаренное». Это больше авторское кино, в котором посыл идет от режиссера, его авторского взгляда, видения и мировоззрения. Это всегда интересно, потому что такие фильмы открывают новые дверцы в кино, в них всегда находишь что-то новое.

Каких режиссеров больше всего любит столичный зритель?

Мы ежегодно делаем всякого рода опросы, стараемся поддерживать обратную связь со зрителем. Сохраняется стабильный интерес к работам Вуди Алена, Эмира Кустурицы, Педро Альмадовара. Очень хорошие сборы были на цикле фильмов «Париж, я люблю тебя!». На такие фильмы и зрители другие приходят: в основном, конечно, ходит молодежь, но велик процент и зрителей более старшего возраста.

Были ли у вас откровенно провальные фильмы, на которые зритель не шел?

Всегда есть фильмы, которые, несмотря на прогнозы, почти проваливаются — в этом и есть риск проката. Бывают фильмы, рассчитанные не совсем для нашего зрителя, и они идут несколько хуже. Бывали даже каннские фильмы, которые шли слабо.

Вы работаете главным режиссером Дома кино. Какие проекты вы режиссируете?

Моя основная задача в Доме кино — подбор проектов, презентаций. Кроме того, мы проводим очень много различных мероприятий, акций, праздников. Я выступаю сценаристом и режиссером проекта «День белорусского кино», который проводится совместно с Белорусским союзом кинематографистов.

Мы ведем детские киноклубы – такие, как «Удивительный мир кино». Каждое заседание киноклуба состоит из просмотра фильмов и встречи с кинематографистом, с киномастером, который проводит своеобразный мастер-класс для детей. Очень много детей интересуется (многие ведь мечтают сниматься в кино), хотят узнать тонкости работы монтажера, гримера.

Мы взяли на себя и социальную функцию и запустили проект «Большая перемена»: старшеклассники вместе с родителями смотрят фильм, посвященный какой-то социальной теме, а потом обсуждают важные вопросы с участием психологов. Но не всегда можно собрать родителей на такие просмотры.

Когда можно ожидать следующую «Канноманию»?

Она начнется уже 28 января с фильма «Воображариум доктора Парнаса» режиссера Терри Гильям. Это очень яркая костюмированная лента, которая сочетает в себе авторское начало режиссера со зрелищностью, зрительностью. Этот фильм, возможно, будет интересен более широкому кругу зрителей. Там снимались такие звезды, как Джонни Депп, Колин Фаррелл, Джуд Лоу, Хит Леджер. Это фильм о том, как можно выйти из своего замкнутого круга и увидеть что-то неожиданное для себя.

Тэги: , , , ,