Современное белорусское искусство на www.mart.by

Пир фактуры

Источник old.nlb.by Дата: 5 Апр. 2005
Пир фактуры

4 апреля 2005 г. в Национальной библиотеке Беларуси состоялось открытие выставки «Фактура?!».

Выставка продлится до 20 апреля 2005 г.

Впервые главным «действующим лицом» и персонажем выставки выступает одно из средств выразительности, которым пользуются художники во всех видах и жанрах пластического искусства, — фактура.
Везде существует иерархия, в том числе и в языке искусства, и фактура в ней занимает одно из последних мест. Много говорят и пишут о цвете, форме, тоне, композиции и крайне редко — о фактуре. На самом же деле, как утверждает автор и руководитель проекта искусствовед Лариса Финкельштейн, в языке искусства нет иерархии. В любой момент каждое выразительное средство — линия, пятно, штрих, точка, а уж тем более фактура как осмысленно созданная поверхность — может стать доминантой создания образа. В выставке «Фактура?!» так и происходит: произведения живописи, скульптуры, графики из стекла, дерева, металла, керамики, кожи и фарфора «говорят» на языке фактуры. Услышать этот язык, почувствовать силу эмоций, которые он вызывает, приглашает наша выставка.
Экспозицию составляют 50 произведений 50-ти художников из разных городов Беларуси. Среди участников выставки — известные мастера и молодые авторы: заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Людмила Мягкова, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Владимир Мурапфер, доцент кафедры художественного текстиля Белорусской государственной академии художеств Павел Бондарь, доцент кафедры декоративного искусства народных ремесел Белорусского государственного университета культуры и искусства Тамара Васюк, лауреаты международных конкурсов и пленеров Владимир Цеслер, Зоя Луцевич, Виктор Копач и Константин Селиханов, аспиранты творческих мастерских Министерства культуры Республики Беларусь Максим Трилецкий и Иван Русачек (мастерская академика Георгия Поплавского).

Пир фактуры

Идея выставки «ФАКТУРА» родилась исключительно из обостренного чувства справедливости, протеста против надуманных иерархий в искусстве и желания доказать, что нет высоких и низких видов и жанров, как нет второстепенных и не важных средств выразительности. Каждое в какой-то момент может стать доминантой.

Впервые главным персонажем выставки выступает одно из средств выразительности, которым пользуются художники во всех видах и жанрах пластического искусства. Однако везде существует иерархия, в том числе и в языке искусства. Фактура в ней занимает, увы, как правило, одно из последних мест. Много говорят и пишут о цвете, форме, тоне и т.д. и крайне редко — о фактуре, всегда вскользь. При этом, есть все основания утверждать, что в языке искусства нет иерархии! В определенный момент каждый элемент — линия, пятно, штрих, точка, а уж тем более фактура, осмысленно созданная поверхность, может стать главным в создании образа. В выставке «Фактура» так и происходит: произведения живописи, скульптуры, графики, стекла, дерева, металла, керамики, фарфора, фаянса, кожи, прежде всего, говорят на языке фактуры. Услышать этот язык, почувствовать силу эмоций, которые он вызывает, приглашает наша экспозиция.

Что же стоит за этим коротким и острым латинским словом faktura (фактура), которое даже бесстрастные словари переводят как обработка, строение, а не просто осязаемая поверхность?

Нас сегодня интересует не узкое толкование слова, а образное емкое ПОНЯТИЕ, КАТЕГОРИЯ, наконец, инструмент, духовный формообразующий.

Судя по всему, именно сделанность, созданность, сотворенность отличают фактуру от просто признака материальности и осязаемости мира.

В музыке фактура — это звуковой облик произведения, в поэзии — то послевкусие, что остается от произнесенного или начертанного слова…

Что же у нас, в пространственных искусствах? У нас ценится, прежде всего, разница фактур в произведении, их игра, их диалог, в которых своя особая драматургия, режиссура — ТЕАТР. В нем огромный диапазон «гром кости» от откровенных контрастов до тончайших нюансов.

Характер поверхности в пластических искусствах — это эмоции и темперамент автора, суть того, что порой невозможно высказать ничем иным. В разные времена он определялся разными критериями. В эпоху реализма — характером натуры, предмета (лицо и волосы в скульптуре -фактуры разные), в живописи — свет и яркие тона жизни передавались более пастозными мазками на полотне, чем темные и блеклые. Часто фактура определяется выбором материала и степенью позволения автора остаться ему, материалу, нетронутым, а также — уровнем завершенности произведения: свободой в этюдах и обузданностью фактуры в законченной работе.

Стиль ощутимо влияет на судьбу фактуры: она меняется от гладко фотографично писанных «обманок», скрывающих мазок (XVT-XVIII вв), до «открытых» фактур, созданных быстрым взмахом широкой кисти или упругой кладкой мастихина (XX в).

XX век — время ФАКТУРЫ. Она правит бал во множестве форм: от робких коллажей до смелых ассамбляжей, прорастает в плоскости живописи и графики. Скульптура упивается беспокойной «шубой» поверхности, эстамп — глубиной штриха. Фактура становится почти самодостаточной.

Теплота пористого черепка керамики, упругий и игривый изгиб металла, деликатный матовый блеск фарфора, неожиданные выразительно-фактурные возможности фаянса, застывший прозрачный вздох стекла, таинственное безмолвие камня, благодарная податливость кожи, витиеватость нитяных извивов художественного текстиля, вековая неисчерпаемость дерева, его коры-бересты, мгновенность фото, все это — Ее Величество ФАКТУРА.

Она — единственная добавляет к сложной гамме визуального восприятия тактильное переживание предмета в пространстве, тем самым интегрируя объект искусства в реальную жизнь, и создает широчайшую палитру ощущений и эмоций от предельного экстрима до глубокой меланхолии.

Все это живет в экспозиции, которая задумана как звездный час одного из весьма значимых элементов пластического языка или попросту, как пир фактуры.

Лариса ФИНКЕЛЬШТЕЙН,
искусствовед, автор концепции, куратор

Тэги: ,