Современное белорусское искусство на www.mart.by

Игорь Тишин в поисках арт событий

Источник gender-route.org Дата: 14 Июл. 2011
Игорь Тишин в поисках арт событий

Беларусский художник Игорь Тишин уже несколько лет живет и работает в Бельгии. В начале осени он представил персональную выставку «Цель» в «Музее современного изобразительного искусства» и успел принять участие в проекте «Картина маслом» в галерее «Ў».

Игорь Тишин

Родился в 1958 году в Васильполье Гомельской  области  ( Беларусь). Закончил  Минское художественное училище (1978) и Беларусский театрально-художественный институт (1983). С 1986 до 1991г. работал преподавателем Минского училища. Выставки Игоря Тишина проводились в Музее современного искусства в Минске, в Национальном художественном музее, а так же во многих галереях разных стран. В настоящее время живёт и работает в Брюсселе и Минске.

Igor Tishin. Silence of Jean-Paul Sartre. Выставка «Картина маслом»,  галерея «У»,  Минск

Игорь Тишин. Молчание Жан-Поль Сартра. Выставка «Картина маслом», галерея «У», Минск



– Какое беларусское культурное событие последнего времени вам больше всего запомнилось?

– Самое большое впечатление произвела выставка в Национальном художественном музее «Зямля пад белымi крыламi».

Я как будто попал во «Дворец искусств» в конце 70х – начале 80х г, это «очень советская» выставка. И мне не хотелось бы выглядеть этаким ненавистником прошлого, многие художники того периода мне очень нравятся. Виталий Цвирко, Александр Мозолёв – одни из лучших белорусских художников советского времени. Кстати, если бы музейщики показали самую важную, главную работу Мозолёва, то рухнула бы вся выставка!

Интересно, что на этот «масштабный проект», на это «значительное событие» почему-то не откликнулся ни один серьёзный искусствовед или критик. Потому что если бы действительно кто-то что-нибудь написал, то это должна была быть разгромная статья. Нормальный критик не увидел необходимости писать рецензию на такое официальное и незначительное событие. Можно заметить, что «официальное» и «незначительное» – как близнецы – всегда вместе.

– Вам не понравилась выставка?

–Если бы наш музей работал, как работают все нормальные музеи (организовывал выставки с местными или приглашёнными кураторами) тогда он мог бы периодически делать такие проекты. И «Зямля пад белымi крыламi» могла бы иметь социальный, ностальгический характер. А так, по большому счёту, эта выставка – издевательство над новым зрителем. Организаторы выставки, конечно, этого не чувствуют. Они хотели сделать как лучше, в соответствии с их пониманием сегодняшнего беларусского искусства. Даже по вернисажу можно было поставить диагноз самой выставке. Кажется, слово «вернисаж» здесь не совсем подходит. Точнее будет назвать – «церемония открытия»…

Ещё очень важно отметить каких российских художников показывал музей. Обратите внимание, Национальный художественный музей РБ сделал свой выбор – Шилов и Церетели. Беларусы выбрали самых одиозных, но самых незначительных для русского искусства художников. Если руководство музея поклонники Шилова и Церетели, то понятно, что с современным искусством у них будут проблемы.

Выступление ансамбля «Хорошки» на сцене филармонии – это искусство. Но «Хорошки» на открытии выставки современного искусства (даже если не такое уж оно и современное) – это пошлость. Хотя с другой стороны, «Хорошки» органично вписались в эту выставку. Какая выставка, такой и перформанс. «Хорошки» – лицо официального беларусского современного искусства. Если бы Короткевич заглянул на выставку, то сказал, что это «Земля под пыльными крыльями». Забавы чиновников и бюрократов от искусства ему были чужды.

Музей надо переименовать – не Национальный, а Номенклатурный. Эта «советская мечта», как многие думают, не в сюжетах, не в старой картине Владимира Стельмашонка с Лениным, а как раз в работах, сделанных именно в годы независимости. Конечно, есть художники, такие как Гавриил Ващенко или Зоя Литвинова и некоторые другие, которые сохранили своё лицо и свою прежнюю энергию.

Igor Tishin. Silence of Jean-Paul Sartre. Inslallation 2009

Игорь Тишин. Инсталяция Молчание Жан-Поль Сартра. 2009

– А долгожданная выставка Бориса Заборова разве не заслуга музея?

– Известно, что это не инициатива музея, ее организовывал МИД. Видимо это еще один из пунктов в большой программе изменения лица страны в сторону демократизации. Выставку Заборова музей мог сделать ещё 10–15 лет назад. Дирекции музея Заборов не страшен, также как Шилов с Церетели. Наоборот, музейщики с удовольствием пофотографируются на фоне его работ. Они бы безболезненно вписали его и в «Зямлю пад белымi крыламi». Боятся другого – новых художников, нового современного искусства.

Igor Tishin. Mobile Exhibition. 1995

Игорь Тишин. Мобильная выставка. 1995



–  Но новыми художниками должны заниматься другие площадки, а не Национальный музей…

–В России есть немало музеев и центров, которые специализируются только на современном искусстве. Но Третьяковская Галерея и Русский музей, и даже Пушкинский – все активно работают с современным искусством. А у нас за последние 10–15 лет не было ни одной значительной выставки современного искусства, которую организовал бы сам музей. Тогда надо указать в названии, что музей работает с искусством от 15-го до 20-го веков. Но номенклатурных художников он покупает и показывает и в 21-ом веке. Здесь явно какие-то нестыковки в политике музея.

Может быть, я не прав, и в музее нет специалистов по современному искусству. Но Национальный музей просто обязан иметь независимый взгляд на беларусское современное искусство. Если этого нет, то это не музей, это ещё один «палац мастацтва». Все знают, что должен делать любой художественный музей: собирать достойные произведения искусства, хранить их и экспонировать, организовывать выставки как старого, так и нового искусства. Но есть ещё одна очень важная функция – вести научную работу. У директора музея даже есть заместитель по научной работе. И интересно было бы узнать, какая научная работа ведётся в направлении нового бел искусства 1990-2010-х г.? Давайте спросим у работников музея, что же всё-таки было самое важное и значительное в творчестве Людмилы Русовой, смогут они ответить? Могут ли они показать документацию по её деятельности? Они могут сказать, что в коллекции музея есть её работы, но они были куплены, когда директором музея был Юрий Карачун. Примерно 15 лет назад.

На этой выставке была показана одна работа Игоря Кашкуревича, которая попала в музей благодаря профессионалам, которые работали там в середине 90-х. Но эта работа, сделанная под влиянием Герхарда Рихтера, далеко не самая главная в его творчестве. Могли бы в отделе современного искусства музея рассказать, что же было наиболее важным в творчестве Кашкуревича?

Игорь Тишин. Мобильная выставка. 1995

Игорь Тишин. Мобильная выставка. 1995

– А какие главные составляющие успеха художника в Беларуси?

– Сегодня распространен такой критерий оценки искусства: если чиновник, условный зам. министра или, скажем, директор завода может повесить ЭТУ картину у себя в кабинете или дома над диваном, значит, она заслуживает внимания, её можно показывать на официальных выставках и покупать в коллекцию музея.

Эта выставка в музее показала, что художников разделяют на «чэсных» и «нячэсных», как уже разделены писатели и журналисты. Есть новое беларусское искусство, и есть искусство «под белыми крыльями», между ними – пропасть. Раздел начался, как минимум 20 лет назад, и музей решил его узаконить навечно… Конечно, руководство музея, обслуживающее номенклатурное искусство, не видит в этом проблемы. Другое искусство для них не существует.

Прошедшая выставка – выставка званий. Что дают звания? Более надёжную материальную обеспеченность в будущем, доступ к элитным медицинским госучреждениям, возможность получать более высокие звания и премии. Поэтому многие художники и выстроились стройными рядами в очередь за этими званиями. Те, у кого нет никаких званий, ждут «заслуженного деятеля», заслуженные деятели ждут звания «народного художника». А ещё и госпремия есть… Самое главное, что к искусству эти звания и премии не имеют никакого отношения.

Выставка в Национальном художественном музее – только часть беларусского искусства, его номенклатурная часть.

Игорь Тишин. Мобильная выставка.  1995

Игорь Тишин. Мобильная выставка. 1995

– Выставка «Зямля пад белымi крыламi» обещала показать «наше все» за последние 20 лет. А что для вас главное за 20 лет в бел искусстве?

– Это просто обман, когда музей говорит, что это искусство — номенклатурное искусство – самое лучшее за последние годы. На мой взгляд, самыми значительными в последние 20 лет были работы Л. Русовой, И.Савченко, И.Кашкуревича, О. Сазыкиной, А. Клинова, Р. Вашкевича, С. Кирющенко и многих других художников, которых не видно на этой выставке. За последнее десятилетие прибавилось много молодых и очень интересных авторов. Этих художников в музее нет, там никто не занимался современным искусством.

–Какое у вас впечатление от выставки беларусского современного искусства «Двери открываются?», которая сейчас проходит в Вильнюсе?

– Выставка в Вильнюсе – это как раз полная противоположность «Зямлі пад белымi крыламi». Я слышал о ней разные мнения, но то, что это значительное событие в беларусском искусстве – это факт. Ведь последний подобный показ беларусского искусства за границей, был в 2000-м в Варшаве – т.е. десять лет назад! Хотелось бы чаще и в Минске. Выставку без номенклатуры, без придворных МИДа или администрации, и без друзей директора. И чтобы Минкульт, наконец, стал помогать в организации таких выставок. Хотя, не известно – станет ли лучше от этого?

У вильнюсского проекта есть и некоторая схожесть с «Землёй под белыми крыльями». Обе эти выставки объединяет политичность. На выставке в музее художники хором спели «Сладкую песню…» о нашей счастливой жизни, а в Вильнюсе одной из главных работ была видео инсталляция с хором поющих художников (автор — Максим Тыминько).

– Кто-нибудь сегодня представляет альтернативу беларусскому «официальному» искусству?

– Я думаю, что «Земля под белыми крыльями» и выставка в Вильнюсе «Двери открываются?» – это главные события в бел политическом искусстве последнего времени. На первой — художники открыто поддержали «политику партии и правительства». Они с комсомольским задором сказали: «Сегодня нам так же хорошо, как было вчера, и завтра хуже не будет».

Что касается альтернативы, то мне кажется, что в галерее «Ў» есть молодые кураторы, которые делают интересные проекты. Они вполне могли бы делать хорошие выставки и в Национальном художественном музее. Что должно случиться, чтобы это произошло? Не буду говорить, все это и так знают. В такой ситуации любой уважающий себя художник постарается быть аполитичным и не будет участвовать в выставках вроде «Зямлі пад белымi крыламi». Первый шаг к аполитичности будет первым политическим шагом.

Игорь Тишин. Мобильная выставка. 1995

Игорь Тишин. Мобильная выставка. 1995

Основные персональные выставки:

2010-Group-2 Gallery, Брюссель

2010-«Цель», Музей современного искусства, Минск, Беларусь

2010-галерея  Frederic  Storme,  Лиль, Франция

2009-«Кризис в раю», галерея Colourblind,  Дюссельдорф, Германия

2009-галерея  Espace Blanche, Брюссель,  Бельгия

2008-галерея Barbarian-art, Цюрих, Швейцария

2008-Group-2  Gallery,  Брюссель,  Бельгия

2005-галерея  Spectrum,  Лондон,  Англия

2005-галерея  Cartel Fine Art,  Малага,  Испания

2003-галерея  Royden   Prior,  Итон,  Англия

2002-галерея  Paradigma,  Брюссель,  Бельгия

2002-галерея  Espace Blanche,  Брюссель,  Бельгия

2002-галерея Warstone ,  Хокли,  Бирмингем,  Англия

1997-«Tischstill», кунстлерхаус  Бозвиль, Швейцария

1997-«Лёгкое партизанское движение»,  галерея  Седьмой червяк. Минск

1992-Национальный  художественный  музей. Минск

Основные коллективные выставки:

2010-«Картина маслом»,  галерея «У»,  Минск

2005-51-я  Биеннале в Венеции,  Италия

2005-галерея  Link, Гент,  Бельгия

2003-«Partisan-Art », галерея  Garde à vue,  Клермон-Ферран,  Франция

2003-«Art from  Minsk».  Kunsthof- 88.  Алмело, Голландия

2000-«New Art of Belarus», Центр  современного искусства,  Варшава,  Польша

1996-«Bel-Art-Transit»,  Центральный   Дом  художника, Москва

1995-«На галерее»,  Национальный художественный музей, Минск

1994-«Liebschaft» , Дворец искусства,  Минск

1992-«Уроки нехорошего искусства», Дворец искусства, Минск

Александр Колесников

Тэги: ,