Современное белорусское искусство на www.mart.by

В Национальном художественном музее открылась выставка скульптуры Андрея Воробьева «Между небом и землей»

Дата: 23 Окт. 2009
В Национальном художественном музее открылась выставка скульптуры Андрея Воробьева «Между небом и землей»

16 октября в 17.00 в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялось открытие выставки скульптуры Андрея Воробьёва (1969 г.р.) «Между Небом и Землёй», в экспозиции которой представлены около 35 работ художника.

Произведения Андрея Воробьёва всегда посвящены человеку. Современнику, эмоционально тонкому и даже хрупкому, нелюбимому ребёнку эры всеобщего прагматизма, неизменно остро чувствующему мгновенность своего присутствия на земле и, вероятно, именно по этой причине так надрывно ищущему понимания, чувственности, любовного единения или хотя бы их иллюзий, грезящему о вселенской гармонии, воплощённой в его мятущёмся «Я».

Не удивительно поэтому, что творчество Андрея так выразительно делится на две основные линии – это пронзительно-экспрессивная автопортретная серия и перекликающаяся с ней по смыслу тема Маски, и трогательно доверительная по своей открытости галерея любовно-эротических работ – «акт».

В череде автопортретов образ художника дробится на множество разнообразных обликов, состояний и настроений. И каждый из них – это, прежде всего сам Андрей, каким он был или как ощущал себя в некий определённый день и час («Автопортрет с признаками старения», 2007, «Настроение в день сорокалетия», 2009). Вместе с тем, все работы данного круга – нечто значительно большее, чем просто реализованный в материале естественный для каждого человека интерес к самому себе; цель художника, несомненно, лежит вне его личности. Скорее можно говорить о стремлении к пристальному изучению на примере модели самой податливой и послушной – себя – феномена человека в целом. Отсюда – свойственное и автопортретам, и маскам почти ритуальное, вневременное и внепространственное состояние, как будто один на один с вечностью, и причудливая сложность образного содержания, где вместе с основным, очевидным аспектом таится целый мир прозрачных оттенков мыслей и эмоций, проступающих друг через друга исключительно внезапно, словно в момент чудесного озарения, и потому порождающих утончённую изменчивость смыслов и интерпретаций («Бесконечность в форме моих голов», 1999, «Автопортрет в возрасте 38 лет», 2007, «Между Небом и Землёй», 2009, «Внутри», 2009).

Опоэтизированная, обласканная, обожествлённая телесность, чистосердечно выставленная напоказ, царит в любовно-эротических произведениях художника. Это люди-пластические знаки, формы которых повторяются и продолжаются одна в другой, они возможны только в сосуществовании, и в нём же трансформируются в объекты новые и самодостаточные («Поцелуй», 2005, «Вдвоём», 2008). Они полны той трепетной и радостной одновременно атмосферы, того гармоничного покоя и полноты жизни, которые нередко отсутствуют в автопортретах («Поцелуй», 2007, «Мечта», 2009). Разнообразие воробьёвских «акт» – в свободе импровизаций, в бесконечных вариантах одной и той же темы, которая, запечатлевая лишь краткий миг быстротекущей реальности, рассказывает о смысле жизни и о попытках забыться от неё.

Тэги: , , ,