Современное белорусское искусство на www.mart.by

КИНОУДАЧА АЛЕКСАНДРА КОЛБЫШЕВА

Источник www.belta.by Дата: 9 Окт. 2010
КИНОУДАЧА АЛЕКСАНДРА КОЛБЫШЕВА

Режиссерская работа Александра Колбышева «Волки», снятая на Национальной киностудии «Беларусьфильм» в 2009 году, не разочарует зрителя.На премьере картины 6 октября в Минске, представляя новую работу на правах наставника этого режиссера, известный белорусский киномастер Александр Ефремов высказал убежденность, что фильм оценит думающий зритель. Ведь «Волки» сняты человеком, который пришел в профессию, чтобы в ней остаться. Таких, кто пытается постигать режиссерское мастерство, немало, но лишь единицы остаются преданными профессии. О работе над фильмом с режиссером Александром КОЛБЫШЕВЫМ, с чьим именем связываются надежды на восстановление славы белорусского кино, побеседовала корреспондент БЕЛТА.

— После премьеры в Минске фильм покажут во всех областных городах. Киноафиши нынешней и следующей недель включают вашу картину. Волнительно, как примет картину белорусский зритель?

— Конечно, для меня очень важно, какое впечатление на земляков произведет картина, важно, как примет ее белорусский зритель. Мы все живем здесь, питаемся энергией этой земли, потому мне не безразлично, насколько интересен фильм для моих соотечественников.

Я не знаю, какая судьба уготована фильму. Знаю только, что работу уже посмотрели очень много зрителей, потому что лента объездила довольно большое количество фестивалей. «Волки» уже успели собрать призы и в том числе два Гран-при — VII Республиканского фестиваля белорусских фильмов в Бресте и XIII Бердянского международного кинофестиваля. О фильме самые приятные отзывы, пока он еще никого не разочаровал, надеюсь и нашего, отечественного зрителя не разочарует.

— Однако на фестиваль в Германию картину не пригласили, хотя все материалы на Берлинский международный кинофестиваль были представлены.

— Я не огорчился, что «Волки» не попали на Берлинале, но был бы не против, если бы фильм там показали. Нам вежливо, тактично ответили, что мы не попадаем в формат, тематика не та. Ничего страшного, есть много других фестивалей, где совпадают картина и формат фестиваля. Так что, думаю, все еще впереди. Надо учитывать, что каждый фестиваль имеет свой девиз и каждый раз меняется жюри. А жюри — это вкусы, определенные пристрастия. Есть много моментов, много «но». И потом, надо еще уметь свой продукт продвигать. Мы же этому только учимся, этому необходимо научиться.

— Но эта не ваша задача. Свою вы видите в съемке достойного кино?

— Да, я хочу снимать хорошие картины и радовать зрителя. Работа над «Волками» меня не разочаровала, я доволен тем результатом, который получился. Признаться, другого и не предполагал, потому что очень крепкий материал, и было бы просто кощунством его испортить.

— У одноименной повести Александра Чекменева, по которой снята картина, столь непростая творческая жизнь. Увидеть свет в 2003 году — лишь через 40 лет после написания! Как много читателей ее не открыли…

— Меня с Александром Михайловичем свел случай. Мы знали друг друга, ходили по одним коридорам, здоровались при встрече. А однажды увиделись на крылечке, курили. Он спросил меня, над чем я работаю. Я ответил, что занят поиском материала. Он полюбопытствовал, не хотел бы я взглянуть на его повесть. Мне как режиссеру довольно часто предлагают что-то почитать. Когда я узнал, что повесть написана в 1963 году, то подумал: «Должно быть, очень интересное произведение, если до сих пор никто не заинтересовался». Но из вежливости взял. В метро сел, по диагонали решил посмотреть, ведь завтра нужно будет что-то говорить. Но лишь прочел первые строки — меня затянуло. Домой летел, думал, только бы никто не помешал. Несколько раз прочел. Потом просил автора: «Александр Михайлович, дорогой, дайте мне это снять!».

А Александр Михайлович уже приглядывался ко мне. Тогда у меня была дипломная работа «Охота жить» по Василию Шукшину, у нее Гран-при II Республиканского фестиваля белорусских фильмов.

— Вы работали над сценарием вместе с Александром Чекменевым. Редакторских правок не избежали?

— Мы дописали многие сцены, потому что литературная основа — это одно, а сценарий — немного другое. Литературная основа — это другая структура, она сопротивлялась, ее приходилось немного ломать, потому что это самодостаточное произведение. Но мы перекладывали материал на язык кино, и мне кажется, что нам это удалось. В обязательном порядке сценарий должен проходить редсовет. Были пожелания, но ничего существенного, что бы пришлось изменять, потому что это самодостаточный материал, и это все понимали.

Я снял все, что хотел, без вмешательства кого бы то ни было с киностудии. И гендиректор «Беларусьфильма» Владимир Заметалин — первый человек, которому надо сказать спасибо, потому что благодаря ему картина была запущена. Я на тот момент работал в Санкт-Петербурге, снимал «Опера: хроники убойного отдела». Мне позвонила с киностудии главный редактор Наталья Стежко. Пригласила, высказала пожелание, чтобы я вернулся и снимал на «Беларусьфильме». Я приехал. А дело в том, что эту вещь я предлагал уже несколько раз. Ее по разным причинам не принимали. Мне же нужно было завершить проект, и я не мог напрямую отказать студии. Тогда я решил пойти на такую уловку, ответил, что у меня есть материал, в надежде, что от него снова отмахнутся и откажутся. И выслал сценарий. Но, к моему великому удивлению, мне вскоре позвонили и сказали, что материал классный, что он нравится гендиректору, мол, приезжайте, есть повод для разговора. Так что со стороны киностудии была только помощь и благодаря Владимиру Заметалину этот проект состоялся.

Нам вообще повезло, потому что мы снимали в разгар кризиса и многие коммерческие картины просто остановились из-за отсутствия средств. А мы снимали «Волков». На фильм был отпущен $1 млн. Но это условно миллион, потому что девальвация, налоги. Был беспрецедентный случай: специально для фильма были построены декорации, чего на моей памяти не делали лет 15. Это зубры советского кино позволяли себе такую роскошь, строили декорации. И у нас весь павильон был в декорациях.

— Были ли нештатные ситуации во время съемок фильма «Волки»?

— Была крайне нештатная ситуация. Дело в том, что в кадре зима. Это не просто зима, она имеет очень важное драматургическое значение. Я подчеркну, именно драматургическое. А если вы помните, три года подряд не было зимы. И именно в этом году, когда мы запустились, мы тоже очень сильно рисковали. Мы не знали, будет ли зима, будет ли снег. Так как зима играет одну из главных драматургических нагрузок, мы уже лихорадочно стали искать всевозможные решения, как переписать сценарий. В картине из-за снежных заносов останавливается поезд и из-за этого дальше развиваются события. Надо было думать, как остановить поезд, если нет снега. Конечно, если бы в кадре шел дождь, то по выразительности картинка получилась бы и не хуже. Но пришлось бы искать мотивацию: то ли котел прохудился, то ли еще что-то случилось — причину остановки поезда. У нас были запасные варианты. Не поверите, мы 8 февраля ехали на съемку, дворники машины не успевали справляться с дождем, и я уже знал, что буду приступать к плану Б. А на утро, когда проснулись, были безумно удивлены — все укрыло снегом. И снег не прекращался. Мы специально выбирали для съемок север нашей республики, где низкие температуры. Нашли там потрясающую деревню, которую зритель увидит в кадре. Снимали на севере Витебской области в деревне Андреевка Городокского района.

— Драма «Волки» основана на реальных событиях. Если в двух словах — о чем она?

— Это история о вечных ценностях, о жизни и смерти. О способности человека сострадать ближнему, любить его, жертвовать собой ради ближнего. Все это — непреходящие ценности, они всегда будут актуальны, а мне всегда эта тема будет интересна. Повесть была написана в 1963 году, представляете? И по своему накалу она до сих пор не потеряла актуальности. В произведении описаны события 1946 года, прототипами героев сельского подростка Шурки и его бабушки Анны Захаровны стали Александр Чекменев и его бабушка.

Мне очень нравится советское кино, и это прочувствует зритель. Фильм стилизован. Картинка осовременена, конечно, но построение кадра, работа камеры, движение камеры — это классическая эстетика. Я знаю, что не только мне, но и многим людям нравится советское кино, как раз эта эстетика и привлекает. Есть материал, который необходимо снимать динамичной камерой, но этот материал предполагает именно такую съемку.

— Критики отметили замечательный актерский ансамбль фильма: Дмитрий Ульянов, Андрей Панин, Владимир Гостюхин, Тамара Миронова, Оксана Лесная. Как вы определили, что сложная роль Кирилла Полетаева — для Дмитрия Ульянова, не имевшего драматических ролей?

— У Димы не было рядом такого режиссера, как я. Очень важный момент — сделать умный кастинг. Все актеры настолько гармонично, на мой взгляд, смотрятся. Очень тщательно сделан кастинг, подобран актерский ансамбль. Я не буду говорить, кто планировался раньше, кто позже. Дима Ульянов мне сразу пришелся по душе. Он отвечает моим представлениям о герое. Что такое кастинг? Я «протягиваю» своего актера через весь сценарий — и он везде на своем месте. Бывает такое, есть хорошие актеры, вот, вроде, все ровно идет в кадре, а потом смотришь эпизод, а он не укладывается, выбивается. В фильме у него просто нет гармонии с другими, он не в ансамбле, а у Димы — все хорошо. И все актеры — большие умницы и молодцы, все справились с задачей. Я жестковатый режиссер, но иногда надо быть немного диктатором, чтобы был результат. Я не имею в виду палочную дисциплину, но, поскольку сам в прошлом актер, знаю, как нужно разговаривать с артистами.

— Значат ли ваши лестные отзывы о работе с «Беларусьфильмом», что вы готовы продолжить сотрудничество?

— С «Беларусьфильмом» я с удовольствием продолжу сотрудничать. Если подойдет материал. А он есть у меня, и не один. Другое дело — сколько ждать, пока материал оценят. Но мне ждать — не привыкать. О планах говорить сейчас не буду. Съемочного процесса пока нет. Пишу сценарий. Хочу снять мелодраму, романтическую историю. Хочу покопаться в отношениях мужчины и женщины — это тоже всегда интересно, это опять же вечная тема.

— Александр, а есть ли у вас команда, с которой приятно работать?

— Да, у меня есть команда, с которой я всегда готов снимать. Это и оператор Павел Зубрицкий, чью работу на Бердянском кинофестивале назвали лучшей. Здорово сработали художники-постановщики Игорь Хруцкий и Антон Гвоздиков. Мне повезло с ребятами.

Жанна КОТЛЯРОВА, БЕЛТА

Тэги: , , ,