Современное белорусское искусство на www.mart.by

Симпозиум «Бел-Арт» представил белорусское современное искусство

Источник radio.cz Дата: 15 Окт. 2007
Симпозиум «Бел-Арт» представил белорусское современное искусство

Существует ли современное белорусское искусство или искусство стиля модерн для Беларуси начинается и заканчивается представителем школы французских импрессионистов Полем Сезанном? Этот вопрос стал темой для дискуссии на симпозиуме под названием «Бел-Арт» в Праге, спонсором которого выступило Министерство культуры Чехии. В течение симпозиума было осуществлена попытка представить белорусское современное искусство чешской публике.

Современное творчество белорусских художников в контексте европейского искусства наших дней однозначно является темой спорной. Почти никто из белорусских художников не оставляет яркого следа на современной европейской культурной сцене. Возможно, это обусловлено тем, что индивидуальное творчество представителей белорусской художественной школы проходит в сложной политической и экономической обстановке, в замкнутом пространстве, и поэтому оно не может быть рассмотрено в рамках глобальных процессов, происходящих в мировом современном искусстве.

Как считает организатор симпозиума Алёна Бойко, белорусского современного искусства не существует, и то, что сегодня отождествляется с ним - это, как правило, творчество художников, которые уехали из Беларуси и в течение длительного времени живут и творят за границей.

Алёна Бойко: «Я очень верю в то, что в какой-то момент Беларусь будет вовлечена в эти процессы, и надеюсь, что как раз мои маленькие начинания с приглашением людей, которые вернутся в страну, и у них уже будет какой-то опыт, какое-то представление, как это может выглядеть, как это работает, приведут к тому, что это будет развиваться и ситуация будет разрушаться изнутри. В какой-то момент я осознала, что извне невозможно ничего сделать. Это будут какие-то маленькие акции, ты уезжаешь, и люди забывают. Это должно работать изнутри».

Именно поэтому на симпозиум «Бел-Арт» помимо белорусских художников, приехавших из Франции и Голландии, были приглашены непосредственно творцы, живущие в Беларуси. Задачей Алены Бойко было пригласить в Прагу не только самих художников, но и представителей оппозиции и арт-бизнесса Беларуси, для того, чтобы впоследствии они могли организовывать проекты на достойном европейском уровне.
В рамках симпозиума была представлена выставка фотографий белорусского фотографа Александра Кораблёва, который не смог приехать по вине белорусских властей:

«Выставка, которая представлена здесь, была задумана на противопоставлении парадной стороны империи, так сказать, игрушечной белорусской империи, и того, что скрывается за тюлевыми занавесками, т.е., всю ту нищету и убожество быта и остатки рухнувшего Советского Союза, которые ни во что не переросли, потому что сверху была надстроена картонная идеология».

Продолжение рассказа о симпозиуме «Бел-Арт», о том опыте, который приобрели участники этого проекта в течение месячного пребывания в Праге, а также о том, с какими проблемами сталкиваются художники в Беларуси, как влияет авторитарный режим на их творчество, вы услышите в одной из ближайших рубрик «Богема».

Тэги: ,

  • Андрей

    Можно сколь угодно рассуждать «есть — или нет», но элементарная грамотность в рассуждениях такого уровня должна присутствовать.
    Какое отношение Поль Сезанн — представитель постимпрессионизма имеет к стилю «модерн»?
    Какое отношение имеет «Модерн» к современному белорусскому искусству? Возможно, речь идет о модернизме, но «модерн» и «модернизм» абсолютно разные понятия. И, наверное, не стоит рассматривать современное белорусское искусство в рамках «модернизма», поскольку эпоха модернизма уже давно сменилась «пост-модернизмом», а по мнению некоторых искусствоведов «пост-пост модернизмом». Сами себя отбрасываем на век назад.