Современное белорусское искусство на www.mart.by

Чем работник ЖКХ похож на Казимира Малевича

Источник kyky.org Дата: 27 Авг. 2014
Чем работник ЖКХ похож на Казимира Малевича

Белорусский фотограф Сергей Гудилин фиксирует творчество работников ЖКХ, борющихся с уличным искусством. В сентябре арт-проект Zabor покажет в Национальном художественном музее его «Супрематическую серию».

1385519_642589275774147_1063418559_n[1]

Сергей Гудилин, фото: Слава Поталах

KYKY: Как родилась идея «Супрематической серии»?

 

Сергей Гудилин: Да тут и рожать ничего не надо было — она сама меня нашла. В 2011 году я шел с какой-то съемки и нырнул в одну из минских столично-проспектных арок… а там тетя из ЖКХ спешно, но ровно закрашивала оппозиционное граффити серой краской. Из арки я вышел с картинкой в камере об этом процессе. А уже потом меня стала торкать геометрия спонтанных закрасок и наслоений цветов на стенах зданий. Мне показалось, что такие зарисовки отсылают к временам Малевича. Но сегодня это спонтанный продукт, который создается людьми из разных социальных групп в разное время суток, — такой неосознанный flashback к супрематизму спустя сто лет.

KYKY: Через сто лет мы доросли до авангарда?

С. Г.: Ну, да. В уличной культуре, в другом контексте и совершенно неожиданно для самих себя. Хотя то, что зарисовано на зданиях, — это спонтанный и несознательный процесс. Я же, как документальный фотограф, просто фиксирую результат, точнее, некий этап. Ведь сами граффити от жилищных служб — это такое нестабильное полотно, которое или исчезнет вообще, или будет изменено уже завтра.

KYKY: Какая реакция была бы у ЖЭСа, если бы они узнали, что делают то же самое, что сто лет назад делал Малевич?

С. Г.: Я не знаю. Думаю, это переросло бы в другую, более массовую и пошлую форму. Тогда бы появились тематические районные и областные смотры-конкурсы между трудовыми коллективами целого министерства — ЖКХ.

KYKY: Что тебя привлекает в этом супрематизме от ЖЭСа? На что ты обращаешь внимание?



С. Г
.: Тут важен и цвет, и спонтанность. Например, когда ЖЭСу выделяют только белую краску, значит, целый месяц появляются только белые сегменты. Кроме того, сам феномен появления таких закрасок — это очень характерное для нашей действительности явление. Такая арт-цензура, которая находит себя и проявляет себя в навязчивом желании чистоты и порядка. Правда, в итоге получается обратный эффект. К тому же это такой чисто городской феномен, который не возможен, например, в деревне.

KYKY: Ты начал серию фотографий с Минска?

С. Г.: Да, просто потому, что я тут чаще встречал эти уличные фактуры. А потом я увидел такие же работы коммунальных служб и в других местах. Вообще, чем больше город, чем выше активность, с которой кто-то и что-то рисует на стенах, тем разнообразнее и колоритнее выглядят уже зарисованные стены от работников ЖКХ.

KYKY: А почему в разных городах, независимо друг от друга, маляры закрашивают стены домов по одному принципу?



С. Г.
: Думаю, это самый простой способ убрать граффити — зарисовать их квадратом или прямоугольником. А краску они берут ту, которая есть в данный момент. А поскольку краску им привозят разную, то так и рождаются целые композиции.

KYKY: Тебе не кажется, что подобный супрематизм от коммунальных служб очень оживляет город?

С. Г.: На самом деле, сегодня — это настоящий культурный феномен, который можно использовать. Стилистика ведь давно придумана, сто лет назад это сделал Малевич, но сегодня супрематизм помещается в новый контекст — в очень неожиданный, я бы даже сказал. И то, что делают маляры, — это не искусство в чистом виде, а культурная среда, в которой живем мы сами.

KYKY: Я представляю себе лицо этого маляра…

С. Г.: Да, ему нужно дать послушать или почитать этот разговор.

Было бы интересно в один из дней собрать маляров и привезти в Национальный музей, где будут висеть фотографии, на которых схвачен результат их работы. Это был бы такой социокультурный лифт.

IMG_2904[1][1]

Представь, это ведь люди, культурные запросы которых иногда заканчиваются только выбором трека для караоке. И тут их приводят в музей, где другие люди, совершенно из иной культурной среды, интерпретируют их работу, получают от этого удовольствие и говорят им, что они участвуют в создании произведений искусств. А по сути дела, маляры зарисовывают стены, потому что есть инструкции и ГОСТы, по которым город должен быть чистым и аккуратным — другими словами, они просто делают свою работу.

KYKY: Почему в других странах к граффити относятся проще? В Варшаве или Берлине весь город раскрашен, и их коммунальщики не бегают сломя голову и не зарисовывают каждое слово.

С. Г.: Назовём это «другим отношением системы к написанному слову вообще». В этих странах публичное пространство очень плюралистично. К тому же у зданий просто больше частных собственников, которые следят за его состоянием. Как мне кажется, у этого явления есть и другой исток. В репрессивных обществах семиотическая среда всегда под угрозой. И логично, что публичное пространство, его норма, всегда находятся под пристальным вниманием и «на контроле». И поэтому стремление убрать ненужные системе смыслы из виду и такая спешка: побыстрее закрасить слово или фразу со стены — как раз легко объяснима в этом ключе. Но то, что получается на выходе, — это мне очень нравится.

KYKY: То есть цветные квадраты лучше, чем непонятные слова?

супрематизм от ЖКХ

С. Г.: Чем опасные слова. Знаешь, я задумался сейчас про репрессивность в искусстве, она ведь рождает новые формы. Ведь по сути дела, репрессивный аппарат города, его правила и стремление к организации порядка создают эту форму. Смотри, есть ЖКХ, у него есть такая функция: обеспечение порядка. И когда она сталкивается с хулиганством, с дерзкими высказываниями на стенах, с уличным искусством — это спонтанно и абсолютно не прогнозируемо выливается в форму супрематических композиций. Причем, супрематизмом закрашивает более революционные движения городской среды: стрит-арт, теггинг, арт-вандализм. Это превращается в увлекательную игру, создает поле напряжения и площадку.

1044533_600782899954785_1782064255_n[1]

KYKY: Тебе нравится эта игра между ЖКХ и граффитистами?

С. Г.: Да, это в определенном виде полноценное уличное искусство, и у нас оно имеет такие формы и вид. И это удивительно.

Тэги: , , ,