Современное белорусское искусство на www.mart.by

Художник Иван Семилетов — исследователь неназванных чувств

Источник kyky.org Дата: 30 Мар. 2013
Художник Иван Семилетов — исследователь неназванных чувств

Cюрреализм, в разной степени, близок многим мыслящим творцам как прошлого, так и настоящего – художникам, музыкантам, поэтам, которые, в поисках ответов на вопросы о природе бытия, осмеливались выйти за границы созерцаемой реальности.
Иррациональное, в самом общем смысле, — находящееся за пределами разума, алогическое или неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему.

Большая Советская Энциклопедия

Сегодня большинство их нас, даже не будучи экспертами в области искусства, услышав слово «сюрреализм» вспоминает картины прославленного до открыток и репродукций на подарочных паззлах и кружках Сальвадора Дали с его масленично стекающими по ветвям пустынных деревьев часами и великолепной окрыленной музой – Галой. Тем не менее, сюрреализм, в разной, естественно, степени, близок многим мыслящим творцам как прошлого, так и настоящего – художникам, музыкантам, поэтам, которые, в поисках ответов на вопросы о природе бытия, осмеливались выйти за границы созерцаемой реальности.Сюрреалистическими приёмами в живописи пользуется и белорусский художник Иван Семилетов: в своей новой серии «Изменчивость отражения» он работает с философской категорией времени, исследуя сферы бессознательного и иррационального.
фото взято с сайта kyky.org

Выход за рамки мгновения

В “Манифесте Сюрреализма” Андре Бретон дает классическое определение сюрреализма: “Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений… Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность ассоциативных форм, на вере во всемогущество грез, в бескорыстную игру мысли.” Сюрреалисты считают, что искусство снимает покрова рациональности с окружающей нас действительности, творит другую «истинную»  реальность, или сюрреальность, где понятия человека и мира, пространства и времени – относительны.

Пространство и время теряют видимые правильные границы – провозглашается эстетический релятивизм: все течет, все искажается, смещается, расплывается… Нет удобной точки отсчета, тверди правильного и неправильного, шахматной простоты черного и белого.

Французский поэт Поль Элюар считал, что в стакане воды столько же чудес, сколько в глубине океана. А сколько чудес и открытий внутри каждого из нас? Было бы достаточно методов, инструментов, чтобы вывести эти откровения на поверхность, достаточно смелости и везения, чтобы отыскать подходящий для каждого из нас способо и повод рассказать о себе.Белорусский художник Иван Семилетов – человек, который не прекращает поиски, эксперименитруя с формами и техниками в реализации индивидуальной попытки сказать то, чего не сказать не может.  В настоящее время Иван интуитивно нащупывает нечто, что в будущем может стать новым для белорусского искусства направлением – уходя от комфорта конктерного, он пытается работать с философской категорией времени, визуально представить в двухмерных координатах холста протяженость течения мгновения.

За отправную точку серии Иван берет поэтическую откровенность, подброшенную реальностью «пены дней», —  детский рисунок мальчика и собаки случайно увиденный на гараже.

«В детском нечаянном рисунке я рассмотрел черты чего-то странного, глубокого и тревожного,» — вспоминает он.

Иван превращает этот мотив в тему своего триптиха серии «Изменчивость отражения», игру в трёх-, или даже четырёхмерность, пространств, выходящих за границы привычного мгновения настоящего. В триптихе один и тот же образ претерпевает ряд изменений – он будто созерцаем зрителем с ряда отдельных точек наблюдения, что можно широко интерпретировать как свободные игры с объективной реальностью, поле слома, сгиба рациональности. Экспериментальная множественность восприятия одного и того же сюжета – как пространство свободной ассоциации, луковичные слои памяти, кальки-страницы сна, что с каждой минутой все туманнее вспоминается наутро. Иван не боится заглянуть внутрь себя, открывая все двери коридора параллельных возможностей и отражений собственного «я», помещая понятие единичного уникального бытия в непривычное множественное число. Художник будто бродит по этим коридорам, обращаясь к приключениям памяти, исследуя «историю своей души» (Сен Жон Перс).

Раскрепощение фантазии как условие творчества

«Самое сложное для художника — свободно мыслить, раскрепостить свой разум,- размышляет Иван Семилетов. — Можно взять человека и научить его рисовать: в принципе, он станет неплохим портретистом или, научив его писать с натуры, он будет писать неплохие пейзажи. Но сложнее всего научить фантазировать – мыслить образно, свободно…Академия дает знание и формирует навык рациональных вещей: владение техникой, знание композиции, как ее правильно уравновесить, чтобы она была гармоничной, как правильно нарисовать, руку, лицо – то есть все, что называется форма. А есть еще другая сторона – фантазия, или, как ее называют, абстрактное мышление, эту сторону часто очень сложно развить
фото взято с сайта kyky.org
«В общем, не могу сказать, что испытываю недостатка в фантазии. Что-то осталось еще детское во мне, еще с тех времен, когда родители давали мне огромный лист, во втором или первом классе… Я сидел вот здесь в мастерской, у меня было много красок, на весь стол лежал лист, и я мог рисовать все, что угодно. Она способствовали развитию фантазии, специально говорили: придумывай дальше! И на этом листе я рисовал огромный мир: дома, реки, озера…

Исследование неназванных чувств

«В 2005 году я познакомился с искусством ар-брют – искусством душевнобольных людей, одиночек, медиумов, аутсайдуров и других. Параллельно я начал изучать наивное искусство. Впечатления от этого нового мира, который я открыл для себя, были очень сильные.»

«Ар-брют можно назвать кладезем образов. Парадокс рисунков душевнобольных в том, что это вещь страшная, но притягивает чистейшей образностью

«Если у известных признанных художниках можно постоянно видеть влияние их учителей и предшественников, то в искусстве ар-брют есть действительно первичные вещи, то есть созданные только фантазией самого художника, без постороннего влияния. Я считаю это очень ценным. Хочется иметь свою фантазию и не поддаваться влиятияю, иметь свой мир внутри. Это очень сложно, но, наверное, это единственный путь, как можно создать что-то свое

О связи музыки и живописи

В качестве областей, с которыми можно контактировать для получения визуальныхобразов, Иван пользуется не только наследием художников: от абстракного искусства до неизвестных «живописцев» минских гаражей. Для него музыка – важная библиотека чувственных данных, которые можно перекодировать в образы:

«Я очень чувствительный – в жизни как оголенный нерв, наверное… Я все очень обостренно чувствую, в том числе музыку… Звук, на самом деле, очень сильно воздействует на человека – никто ведь даже до конца и не знает, что это такое. Музыка имеет физиологическое воздействие на человека, помогая ему реализовать нереализованные чувства, ведь он переживает их в музыке, которую слушает. Это физиологически необходимая, специально созданная вещь

«Я очень много переслушал музыки, и благодаря одному человеку – Виктору Сергеевичу Воронкевичу, моему преподавателю еще до академии, — я познакомился с классикой. У него тысяч десять пластинок, и я выбрал там то, что для меня ближе. А ближе мне оказался Шостакович, Шенберг, Вагнер, Прокофьев, кроме того музыка популярных исполнителей тоже сильно на меня воздействовала – ПинкФлойд, Битлз… Музыка вызывает эмоции, а ты впитываешь их, чтобы потом отобразитьуже на холсте в цветах.»

«Есть одна картина – где вообще полностью все образы возникли под впечатлением музыки Шенберга, точнееего вещи «Лунный Пьеро». Я нарисовал картину. Сначала это был эскиз, красками, небольшого размера… Цвета, формы – все слилось как-то бессознательно, само. Потом я увидел постановку этого «Лунного Пьеро» и понял, что по образу, освещенности она сильно соответствовала моей картине. То есть музыка может очень четко передавать образ. Это странное явление, но имеет в моей жизни очень большое значение

«Если создавать замкнутый мир внутри себя – это будет обрезанная с двух концов река»

Несомненно, живопись являтся значимым каналом коммуникации как между художником и другими людьми, так и между поколениями, включающими в себя разные пласты культур и времен. Вот как комментирует это Иван:

«Когда-то я читал про два состояния человека – экзистенциальное и исповедальное. Если, например, находиться постоянно в экзистенциальном состоянии, это приведёт к чувствам тревоги, страха, и другим неприятным ощущениям. Человек – существо социальное, и у него в природе заложено, что ему нужно с кем-то поделиться.»

«Состояния экзистенциально и исповедальное – две крайние точки. Исповедальное – это состояние постоянной открытости. Что тоже странно: как дом, у которого все окна раскрыты, и все из него выходит. Каждый находит некую точку между этими двумя полюсами и в ней как-то существует. Ни одна из них в крайней степени не естественна. Все мы находимся где-то посредине

«Я вижу живопись как определенную коммуникацию между людьми близкими по духу. Это уникальный способ общения, передачи того, что невозможно передать ни словами, ни любым другим способом. Непрерывная фантазия художника постоянно создает мир внутри него. Но если строить такой замкнутый мир, это будет обрезанная с двух концов река. Она постепенно превратится в болото. В жизни так устроено, что все должно перетекать от одного к другому, а мир художника должны воспринимать и понимать другие люди, впускать в себя. Как писал Сартр, писатель остается в своих предложениях, в своем тексте. И остается жить в этом тексте, даже если сам умирает

«В то же время сам художник, который делится свои миром, тоже впускает в себя, наблюдает и смотрит. В него проникают другие миры, он слушает музыку и читает книги, принимает внутренние миры других художников. Происходит такая вот сложная коммуникация. Как огромная сетка кровеносной системы.»

Автор текста:  Ольга Бубич

Тэги: ,