Современное белорусское искусство на www.mart.by

Мастер и Мастерская. Я не знаю, где еще к художникам относятся так ничтожно, как в Беларуси

Источник TUT.BY Дата: 10 Окт. 2012
Мастер и Мастерская. Я не знаю, где еще к художникам относятся так ничтожно, как в Беларуси

После небольшого перерыва возобновляем проект «Мастер и Мастерская». С новыми силами пришли в гости к Зое Луцевич. Разговоры о роли детей в творчестве, ощущениях художника во время открытия выставки, создании собственного стиля, разнице полов и белорусском и западном художественном образовании.

О мастерской

В мастерской нельзя осуждать и сплетничать по поводу моих любимых людей, друзей. Нельзя хамить, нельзя ругаться друг с другом, драться. Я стараюсь проводить в мастерской как можно больше времени, быть здесь с раннего утра до позднего вечера. Для меня самые счастливые дни, когда я могу просто приходить сюда и заниматься своим делом.

(Saint Germain – Rose Rouge)

О работе над картинами

Я никогда не делаю эскизов. Мои эскизы превращаются в самостоятельные работы и начинают жить собственной жизнью. Мне очень сложно хороший эскиз потом увеличить до размера работы, и я, к сожалению, теряю к ней интерес. Я рисую эскиз у себя в голове. Например, я задумала какую-то тему, знаю, какими материалами я буду ее выполнять, но она у меня не сложилась в образ. Я хожу и целыми днями думаю о ней. Моя мысль продолжает работать, когда я сплю, и очень часто эта работа мне снится. В этом сложность работы художника: ты работаешь постоянно, даже когда не работаешь руками. Хорошо тем людям, которые могут закончить свой трудовой день и со спокойной совестью переключиться. У художников этот мыслительный процесс вообще никогда не прекращается и может привести даже к нервным срывам.

(Saint Germain — Montego Bay Spleen)

Мастерская Зои Луцевич.

О создании собственного стиля

В этом один из смыслов искусства – быть непохожим на другого. К сожалению, это не приветствуется в наших учебных заведениях. Я категорически против таких вещей. Обычно самые талантливые люди мыслят совершенно иначе, потому что по-другому не могут. Чтобы найти свой стиль, нужно перелопатить кучу стилей, научиться множественности техник, которые существуют. Обязательно нужно переосмыслить опыт прошлых художников. Ты находишься в постоянном поиске, потому что изначально ты всегда на кого-то похож: на любимого художника, своего учителя или коллегу, который работает рядом. Для нормальных людей творчество, прежде всего, работа по изменению своей собственной личности. Люди даже внешне меняются, выходят из серой массы.

Такой поиск – путь в будущее, которое не можешь сам предугадать. Если художник не растет и не меняет себя, не скручивает себя по рукам и ногам, грош ему цена. Бывают уникальные индивидуумы, стиль которых остается неизменным на протяжении всего творчества – настолько они цельные натуры. Возможно, если бы они попытались поискать что-то новое, они могли бы прийти к чему-то еще.

(Saint Germain – So Flute)

Об открытии выставок своих и чужих

Если это не моя выставка, я иду туда с большим интересом. Причем я стараюсь ходить только на те выставки, которые могут мне понравиться. Если я попадаю на что-то плохое, это то же самое, как ходить в башмаках тебе не по размеру и страдать. Те же муки я испытываю после того, как я сходила на выставку, которая меня разочаровала. Она может быть мне совершенно чуждой, наши с художником взгляды и мировоззрение могут не совпадать. После таких выставок у меня остается ощущение съеденных в большом количестве лимонов.

В своих выставках я очень люблю этап подготовки. Я люблю оформлять графику в рамы под стекло, потому что работа меняется колоссально: вдруг ты видишь ее в прекрасном паспарту, в хорошей подходящей раме, с хорошим стеклом и просто не узнаешь свою работу. Так со мной было в Австрии, когда выставку оформили без меня. Когда я приехала туда и увидела свои работы, которые я сделала год назад, я их не узнала.

Сам процесс я очень люблю и не очень люблю саму выставку. Тебе приходится быть в центре внимания, а это не очень мне по душе. Художник – человек непубличный, даже довольно замкнутый и одинокий. Он работает один, и выход на публику, актерство ему не свойственно. Все нормальные художники хотят спрятаться куда-то в шкаф и смотреть за происходящим через щелочку. Я чувствую себя такой усталой на выставке, ведь она происходит тогда, когда ты повесил на гвоздь последнюю работу. Дальше ты уже не можешь звездить, потому что на это нет сил. Но я думаю, что каждый художник ответит по-разному. Уверена, что есть люди, которые получают удовольствие от своих выставок и очень себя любят в этот момент.

О посмертных выставках и отношении к собственным картинам

Мне не интересно делать выставку двухлетней давности. Но через 10 лет показать выставку с работами, которые я написала 20 лет тому назад, мне было бы очень интересно, потому что это было уже давно. Бывает, смотришь на свои прошлые работы и поражаешься: я уже настолько не я та, я вообще другой человек.

(Saint Germain — Land Of…)

Что касается посмертности… Это огромная проблема нашего городка. Минск – один из крупнейших городов Европы, он больше Праги, Вены. На 2 миллиона населения галереи можно посчитать на пальцах одной руки, и какая в них стоит очередь и конкуренция! А художников у нас очень много. Естественно, у тебя нет никакой возможности показать свой проект, если в тебе не заинтересованы сами галерейщики. Куда я могу пойти, выйдя сейчас в город? На единственную выставку, которая мне была бы любопытна – художников Парижской школы. А в любом другом 2-миллионном городе таких выставок минимум 10. Это катастрофа.

О восприятии белорусских художников на Западе

На Западе вообще всех художников воспринимают хорошо. Я не знаю, где еще к художникам относятся так ничтожно, как в Беларуси. Я была потрясена уважением, проявлением интереса, которое я ощутила в Азербайджане и Турции. Там художника усаживают на лучшие места. Когда люди заработали достаточно денег, достаточно успешны, они нуждаются в искусстве, и для них художник – персона номер один. Они большие деньги вкладывают в культуру, устраивают солидные художественные фестивали, куда приглашают художников со всего мира. Тратят на это большие деньги и создают идеальные условия во время нахождения художника в этой стране.

О белорусском и западном художественном образовании

Больше всего на Западе приветствуется индивидуальность и личность. Если в группе студентов ты выделяешься талантом или вообще инакомыслием, тебя ни в коем случае не гасят, а пытаются понять и поддержать. Здесь не дай бог, если ты отличаешься от программы. Во время моей учебы в академии из нее была отчислена треть самых лучших студентов. Все они уехали учиться за границу и там остались. Беларусь лишилась самого важного пласта – середины, поколения художников, которым сейчас 40 лет. Это самый пик в творчестве: у тебя уже достаточно мастерства, и ты уже созрел как личность, поэтому можешь делать такие вещи, на которых могут учиться молодые люди. Молодым людям не у кого стало перенимать последовательный опыт.

О неоконченном художественном образовании на Западе

Я человек со своим взглядом на все. Мне очень трудно следовать чему-то, во что я не очень верю. Чтобы я чему-то училась или доверилась, все должно быть очень убедительно. В искусстве или ты себе находишь учителя, или не находишь. Если ты не находишь гуру, которому ты следуешь беспрекословно и доверяешь, тебе нечего там делать. Если ты не находишь гуру, то находишь студенческую среду, в которой есть очень крепкие лидеры. У них тоже можно учиться. Со мной на Западе не случилось ни того, ни другого. Ректор сказал мне: «Зоя, вам нечего делать в учебных заведениях, потому что как художник вы сложились. Вам не стоит менять ваш взгляд на жизнь, искусство и ломать себя. Вам можно уходить в свободное плаванье. Вы достаточно знаете, чтобы начать жить самостоятельно».

О преемственности поколений в художественной семье

То, что я родилась в семье художников, дало мне не кредит доверия, а кредит недоверия. Мне помогло то, что я выросла в этой среде, потому что я как дельфиненок, которого не надо было учить плавать. С другой стороны было необыкновенно предвзятое мнение, что я дочь своих родителей, что все по блату, что за меня делается все. Это полная чушь. Если ты вырос в порядочной семье, тебе ничего не остается, как быть или дураком, или становиться порядочным человеком. А порядочным человеком становиться гораздо труднее, чем быть дураком.

О разнице полов в искусстве

Для меня это самая неинтересная тема. Если ты наделен талантом, какая разница, мужчина ты или женщина? Если ты слабый художник, какая разница, мужчина ты или женщина? Конечно, женщине в искусстве намного труднее, чем мужчине, потому что ничего не уравнялось. В конце концов, первое предназначение женщины – рожать детей. Все прекрасно это знают и относятся к этому именно так. Если у мужчины не будет профессии, то это не мужчина, а черт знает что. В то же самое время от женщин в искусстве требуется так много, чтобы доказать, что она не только кормящая мать и домработница, но и достойный член общества.

О влиянии сына на творчество

Я очень благодарна своему сыну, что он у меня такой хороший, что дал маме, не прекращая ни на день, заниматься своим делом. Когда я была беременна, я делала удивительные, неожиданные для меня работы. Более того, на 7-м месяце беременности я поехала делать выставку в Германию. Когда моему ребенку исполнилось 10 дней, я положила его в корзинку и пошла в мастерскую.

Сын мне помог и своими рисунками. Я помещала их в качестве коллажа в свои работы. Более того, мы с ним сделали совместный проект – «Антропология». Я ему за все благодарна, за понимание, прежде всего, и за освобождение. Мне только жалко, что пока он не интересуется искусством. Он спортсмен, увлечен спортом до умопомрачения. Зато не курит и не пьет.

О галерее Zoya в Варшаве и деятельности арт-директора

Я приобрела колоссальный галерейный опыт и прекрасно понимаю, какой должна быть галерея. Думаю, мало кто в Минске понимает до конца, как нужно относиться к художнику, зрителю, публике, потенциальным клиентам. Я это знаю, но не из Варшавы, а из Австрии, потому что 15 лет работала с одним из лучших австрийских галерейщиков. Я уже там научилась этому и смогла реализовать в варшавской галерее. Галерея должна быть такой, чтобы вошедшему не захотелось из нее уходить никогда. Захотелось прийти завтра, послезавтра и захотелось остаться там жить. Чтобы вошедший привел с собой еще 10 человек, которые так же захотели бы там жить. Чтобы на открытие любой выставки в галерею стояла очередь. В Варшаве это получалось. Люди оставались до утра, у нас не было сил, а они не хотели расходиться. Мы создали маленький кусочек культуры. Это было место очень хорошего общения. Здесь такое место есть – галерея «Ў».

О квартирных выставках

Идея возникла у художника, фотографа, дизайнера Игоря Корзуна. Возможно, такие выставки были лет 30 назад. Мы сделали этот эксперимент в квартире нашего друга. На мой взгляд, он был удачный, потому что люди, которые туда пришли, сами начали предлагать свои квартиры и дома для последующих выставок. Задача была не продать что-то, а дать понять людям, что их помещение может служить выставочным залом для художника. Я считаю, что эта тема замечательна, и она ничего не стоит.

    Зоя Луцевич родилась в Минске в 1970 году. Окончила Минское художественное училище им. Глебова, училась в Белорусской государственной академии искусств, Дюссельдорфской академии искусств в Германии. Зоя Луцевич является членом Белорусского союза художников и союза дизайнеров. С 2006 года — арт-директор галереи Zоya в Варшаве. Ее работы экспонировались в Беларуси, России, Болгарии, Польше, Литве, Германии, Австрии, США и других странах мира. Многие из работ отмечены премиями и призами. Основные выставки: «Белорусское искусство — мост между востоком и западом» (Германия); «National», выставка в Национальной библиотеке Республики Беларусь; выставка в галерее современных искусств “P.S.” (Минск); выставка на автомобильных стеклах, галерея ZOYA (Польша); выставка «Belarus» в музее Stiftung Schreiner (Германия); интернациональный арт-фестиваль “Interwinter” в Польше; выставка “Матриархат”, Национальный художественный музей (Минск); «Мертвая голова с яблочным пирогом», галерея ZOYA (Польша); выставка в ООН (США); Выставка коллажа в музее современного искусства (Минск); выставка живописи и графики в Баку, Азербайджан.

Тэги: ,