Современное белорусское искусство на www.mart.by

Как в Минске прошел фестиваль современного немого кино «Апокалипсис отменяется»

Источник kyky.org Дата: 5 Июн. 2012
Как в Минске прошел фестиваль современного немого кино «Апокалипсис отменяется»

Это рассказ о том, как в Беларуси группа энтузиастов провела фестиваль современного немого кино.
Идея,  проведение фестиваля

Бредовая, на первый взгляд, идея проводить фестиваль современного немого кино в Беларуси родилась не сразу. Первоначально задумывалось лишь показать ретроспективу немых фантастических фильмов к мероприятию «Ночь музеев-2012. Апокалипсис отменяется». Но затем, как это бывает, чтобы не ограничиваться малым, появилась мысль: а почему бы не собрать конкурсные команды, которые бы сняли такие фильмы сейчас?
Афиша фестиваля немого кино «Апокалипсис отменяется»
Афиша фестиваля немого кино

Идея возникла не на пустом месте. Уже четыре года (начиная с 2008 г.) в г. Минске периодически проявляет активность кинокооператив Kinaklub.org, в котором фильммейкеры, любители кино образуют команды и снимают кино на определенную тему. Естественно, захотелось соединить опыт коллективного взаимодействия и немое фантастическое кино! Очевидный плюс такого синтеза заключался в совершенной технической доступности съемочного процесса при создании немых фильмов, когда не нужно преодолевать технические трудности, связанные со звуком и цветопередачей.

Во исполнение задуманного в конце февраля 2012 года в интернете было опубликовано объявление о собрании желающих принять участие в командных съемках. Количество желающих было так велико, что пришлось проводить две встречи: одну в неформальном ДК «La Мора», а другую в Арт Сядзібе. Большинство приходивших на встречу были не знакомы между собой, поэтому с помощью психолога между участниками проводились тренинги на командообразование. Адептам внушались выработанные кинокооперативом за несколько лет опытным путем основные принципы коллективного творчества. Во-первых, никто не приходит снять свой фильм, используя труд и возможности других людей: идея и сценарий рождаются в процессе совместного обсуждения. Во-вторых, постулируется уважение к мнению других участников. В третьих, ничто не отрицается и не отбрасывается без аргументированного объяснения и без встречных предложений.

В итоге организовалось шесть команд, три из которых смогли не распасться и представить готовый короткометражный немой фильм на тему «Апокалипсис отменяется». Как оказалось, впоследствии еще две белорусские команды приняли участие в конкурсе и представили свои работы.
 «Ресторан для зомби», режиссер К. Корич (Хорватия)
«Ресторан для зомби», реж. К. Корич, (Хорватия)

Всего в мире проводится около двух десятков фестивалей немого кино. Организаторам удалось договориться с молодежным фестивалем немого кино из Портланда (США) и фестивалем немых фильмов из Загреба (Хорватии) о представлении ими показательных программ к показам в Минске. Помимо этого в фестивале принимали участие работы студентов БГАИ.

В итоге для участия было отобрано 26 фильмов из 7 стран: Беларуси, России, Украины, Германии, Хорватии, Испании, США.
«Убить мёртвого человека», режиссер С. Траллес (Германия)
«Убить мёртвого человека», реж. С.Траллес, (Германия)

18-19 мая 2012 г. планировалось провести три мероприятия фестиваля. Показательная программа была организована в Национальном художественном музее, во время «Ночи музеев», когда посетителям — а их было свыше десяти тысяч — демонстрировались лучшие фильмы.

На следующий день конкурсные показы прошли одновременно в Лиде и в Минске. В Лиде фестиваль проходил в рамках молодежного фестиваля андеграундного искусства «Самокат Геракла», а в Минске — в неформальном ДК «La Мора».
Показ фильмов фестиваля в Национальном художественном музее

Показ фильмов фестиваля в Национальном художественном музее

Фильмы белорусских участников

Победитель определился 19 мая зрительским голосованием. Таким фильмом был признан «Кирляндия» (режиссер И. Божко, Беларусь). Эта работа стала «черной лошадкой» фестиваля, т. к. режиссер представил её за два часа до его начала. «Кирляндия» — это фильм, снятый в жанре фантастической комедии-антиутопии с элементами социальной и политической сатиры, вызвал бурную положительную реакцию публики. По результатам голосования не оставалось сомнений, кто стал победителем.
«Кирляндия», И. Божко (Беларусь)

«Кирляндия», режиссер И. Божко, (Беларусь)

Еще одним фаворитом считался фильм «Рандеву» (режиссер Р.Сенека, Беларусь). Именно этот фильм, благодаря остроумному сюжету, захватывающему повествованию и замечательной операторской работе привлекал и до конца удерживал внимание зрителей во время показательной программы в Национальном музее.
«Рандеву», режиссер Р. Сенека (Беларусь)
«Рандеву», режиссер Р.Сенека, (Беларусь)

Третьим фильмом, представленным в рамках конкурса кинокооператива, был дебютный фильм «Проща(е)ние» (режиссер В. Жиццевич, Беларусь). Эту работу с некоторыми оговорками можно было бы внести в хрестоматию DIY-фильмов. Для этого в ней присутствуют практически все необходимые элементы: экстрадоминирование содержания над формой, суицидальные мотивы, долгие и рефлексирующие проходки, условная игра актеров.
«Проща(е)ние», режиссер В. Жиццёвич (Беларусь)
«Проща(е)ние», режиссер В.Жиццёвич, (Беларусь)

Специально для фестиваля был снят короткометражный немой фильм «Апокалипсис» (режиссер И. Мисник, Беларусь). В фильме прослеживаются визуальные ассоциации с духом немецкого экспрессионизма. Фильм наполнен абстрактным сюжетом и мистическим символизмом. В поединке между Добром и Злом, Добро отступает под натиском Зла. Но Зло обезоружено беззащитной красотой Добра. В мире устанавливается вечная гармония любви противоположных начал.

«Апокалипсис», режиссер И. Мисник, ( Беларусь)

Специального упоминания заслуживает представленный на фестиваль фильм из Гомеля «Вечный» (режиссеры Е. Потапенко, О. Боглаг, Беларусь). По признанию самих авторов, фильм представляет собой сюрреалистический эксперимент, вдохновленный творчеством Я. Шванкмайера. Несмотря на такое признание самих авторов, после просмотра возникают несколько иные параллели, в первую очередь, с работами известных представителей советского и русского киноавангарда В. Кобрина и Е. Юфита.

«Вечный», реж. Е.Потапенко, О. Боглаг (Беларусь)

Самобытность авторов выразилась в их способности зафиксировать при помощи нужной формы вневременную статику индустриальных окрестностей. С одной стороны, казалось бы, удивительно, каким образом работа такого уровня могла появиться в провинции, где культурная инициатива надежно скрыта одеялом размеренной мещанской жизни? С другой стороны, из под этого самого обывательского прессинга, как оказалось, течет по редким каплям превосходное вино, которое нам повезло оценить по достоинству. Далеко не каждый «сюрреалистический эксперимент» заслуживает внимания. Однако в данном случае достоинством самобытной работы можно считать простоту и выразительность образов, которые заключены в хорошо исполненную форму.

Итоги

Фестиваль современного немого кино, который прошел в г. Минске, объединил в труде и единых порывах многих людей. Около сорока человек приняло участие в съемках кинокооператива, не считая тех, кто затем подключился самостоятельно. Следует упомянуть актеров театра «Школа «Образ», которые посвятили подготовке не один день репетиций к показательной программе в Национальном художественном музее, не говоря уже об энтузиастах движения Kinaklub.org, благодаря которым и стало возможным проведение фестиваля.

Труппа театра «Школа «Образ» вместе с актером инсталляции «Зависть»

В итоге получилась достойная сборка фильмов, которая, при согласии авторов, заявит о Беларуси на международных фестивалях в рамках проекта Cinema Perpetuum Mobile.

P.S. Глазами очевидца

Во второй день фестиваля было решено проводить показ на открытом воздухе прямо во дворе, в старом саду ДК «La Мора». Этот неформальный дом культуры внешне представляет собой избушку с небольшим приусадебным участком, окруженным многоквартирными домами и городской инфраструктурой. Экран проецировался на стену соседнего гаража. Зрители располагались на траве или импровизированных скамейках. Кто-то предложил вынести из дома фортепиано, установить его рядом с экраном для озвучивания фильмов и позвать жителей близлежащих домов. Эта идея была с радостью поддержана, и несколько добровольцев, в том числе и я, отправились звать людей по подъездам.

Дверь в первый подъезд была открыта. Оттуда тянуло сыростью и тяжелым запахом еды. Мы приготовились уже звонить в первые двери, но с верхней площадки эхом раздавался скандал. Ругалась женщина, ругался мужчина. Очевидно, на почве бытового алкоголизма. После слов «больше не приходи сюда» пьяный мужик спустился мимо нас по лестнице и вышел.

Обычно после нажатия звонков (если таковые вообще были) голос спрашивал: «кто там?». Иногда дверь открывалась, замасленный обитатель с опасливым видом недоверчиво слушал или делал вид, что слушает нашу тираду о том, что через 15 минут прямо во дворе дома начнется показ фестиваля современного немого кино под живой аккомпанемент, показательная программа которого уже прошла вчера на «Ночь музеев» в Национальном художественном, и что следует с собой захватить соседей, и табуретки, и хорошее настроение. Мы вручали программку с фильмами, где победитель определялся зрительским голосованием. Как правило, после этого резидент, смотря куда-то вниз, отнекивался, быстро закрывая дверь. Один из жителей, мужчина средних лет, глядя на нас, прямо сказал: «В этом доме к вам никто не придет». Энтузиазм наш утихал и остывал по мере того, как мы видели одно за другим одинаково запуганные и недоверчивые лица. В лучшем же случае, когда было видно, что человек понимал, что мы не воры, не судебные исполнители и не распространители товаров, все равно мы подымали руки, показывая, что у нас нет оружия, как это делают солдаты противоборствующих армий, которые пришли попросить друг у друга спичек.

Вспомнились такие же скользкие лестницы и мрачные клетки из писем «Бедных людей» Достоевского. Возвращаясь назад, мне думалось не о том, что эти люди не придут и не увидят праздник, а о том, как же, должно быть, выгодна такая разобщенность действующей государственной машине. Завтра можно было бы ввести казнь за мыслепреступление и, наверное, это было бы принято как должное.

Единственными, кто принял с радостью наше предложение, была разгуляй-компания, которая гудела (видимо, уже не первый день, а может, неделю?) в разбитой насквозь квартире. Асоциальные типы доставляли, видимо, немало беспокойств тихим и законопослушным гражданам. К сожалению, никто из них так в итоге и не дошел в «La Мора» приобщиться к прекрасному, но перед калиткой «La Мора», в темноте, мне все же довелось услышать примерно следующий диалог:

— Лёня, пошшли!
— Тебя звали, ты и иди (звук поставленной на асфальт табуретки).
— Я не пойду туда!
— Что ты боишься, пошли!
— Ай, ну… пошли домой!

Далее последовала нецензурная брань, смех и звук удаляющиеся шагов…

Лестница в кадровое пространство, ДК «La Мора»

Автор текста: Александр Мартынюк

Тэги: , , , ,