Современное белорусское искусство на www.mart.by

Художница Ника Сандрос: Мой мир совершенен

Источник tut.by Дата: 26 Дек. 2011
Художница Ника Сандрос: Мой мир совершенен

Алексей Вайткун составил очередное «Личное дело». На этот раз гостьей журналиста стала известная белорусская художница Ника Сандрос.

У каждого человека есть своя история. Правда, истории людей творческих чаще всего гораздо ярче, чем истории остальных. Истории эти воинственно оберегаются от вторжения посторонних – от немытых рук и туалетных ёршиков.

Есть такая история и у Ники. Введите ее имя в любом поисковике и узнаете, что родилась девушка в Греции, рисовала с детства. Причем объектом ее творчества были… песни известного греческого певца Яниса Куроса, который приходится нашей героине родственником. После Ника переехала в Беларусь, чтобы тоже рисовать… песни. Теперь уже белорусские. Наша героиня говорит, что рисует музыку и эмоции, которые не только слушают, но и слышат в разных странах мира, куда ее постоянно приглашают в качестве участницы всевозможных арт-проектов… Это ее история. Это ее мир. Верить ли этому миру и найти ли себе в нём место – каждый определит для себя сам. Точно так же, как каждый, глядя на ее работы и слушая свое сердце, ответит на единственный вопрос: слышит ли он?

Алексей Вайткун: В самом деле, можем говорить обо всем?

Ника Сандрос: Я настроена сегодня говорить как раз обо всем.

То есть, запретных тем у нас нет?

Как правило, в разговорах с друзьями я стараюсь избегать тем о религии и политике, потому что это всегда влечет за собой бурные споры, ссоры, и утомляет.

С одной стороны открытость, а с другой – я не могу сказать, что о тебе очень много информации. Чем ты жила до 2011 года?

С рождения до университета у меня была тихая семейная жизнь – папа, мама, я — послушный ребенок, скромный, единственный… Дни рождения, Пасха, Рождество… Потом было бурное университетское время. Я училась на географическом университете.

Это любимое время или проходное?

Я его даже не вспоминаю. Я всегда хотела рисовать, а так как в моем городе не было художественной школы, я не могла поступить в Академию искусств: у меня просто не было нужных навыков. Я пошла по простому пути – геофак. Помню, что с соседками по комнате в нашем девичьем мирке нам было весело, а все остальное было параллельно. Я об этом сожалению, потому что на самом деле география – очень интересный предмет. Бывают неловкие моменты, когда мои друзья разгадывают кроссворды с географическими вопросами, спрашивают у меня, а я не знаю…

После геофака я почему-то пошла работать в рекламное агентство. У меня был большой период, когда я увлеченно изучала маркетинг, рекламу, дизайн, экономику, строила карьеру. Я работала по 10 часов в сутки, без выходных. У меня была цель – занять какую-то позицию, стать хорошим специалистом в рекламной сфере, чтобы я могла твердо стоять на ногах и знать, что я в чем-то профессионал.

Я старалась не напрасно, потому что, достигнув какой-то точки, получив в огромной компании должность, уважение, хорошую оценку, я поняла, что это не мое. Корпоративные дресс-коды, правила, суровый бизнес суровых мужчин – это не мое. Я написала заявление на увольнение и стала рисовать картины. Теперь у меня манерно-богемный период. Я до 5 утра рисую, до обеда сплю и свободна, как птица.

Сколько длится этот манерно-богемный период?

Полтора года. Первые месяцы я вскакивала по утрам и нервничала в конце месяца. Я не могла понять природу этого нервного состояния, а потом поняла, что организм запрограммирован на отчет в конце месяца. Я жила этими планами и отчетами, а осознав это, успокоилась, поняла, что не надо переживать.

Получается, что сегодня жизнь – ровная линия?

Не совсем. В начале своей свободной жизни я испугалась, что мне будет скучно, потому что я деятельный человек, мне нужен масштаб, активная работа. Но к счастью, я востребованный художник, постоянно приходят предложения участвовать в выставках, оформлять книги. Кроме моих собственных картин и идей, у меня много предложений поработать вместе с уважаемыми мной людьми. Поэтому, как правило, днем, когда я просыпаюсь, я занимаюсь практически офисной работой: это звонки, письма, встречи, и уже с 10 вечера я могу посвятить время рисованию.

Что еще необычного ты открыла в себе за эти полтора года?

Я благодарна предыдущему периоду, который научил меня работоспособности и дисциплине. Мои друзья боялись, что я разленюсь, превращусь в эдакую домашнюю хозяюшку, которая бродит по дому в халате, ведь никуда не нужно. Но стержень и закалка офисного самурая остались.

Что изменилось?

Мышление. Дело даже не в графиках и расписании дня, а в том, каким образом ты воспринимаешь мир: часто не разумом, а эмоциями, внутренними ощущениями. Я погрузилась внутрь и живу внутри своей головы и души. Был достаточно долгий период – год, когда менялось мышление и окружение. Я отсеяла определенных людей, объясняла им, что не могу общаться с ними, потому что не хочу тратить себя на дружеские посиделки, а хочу побыть в себе.

Рвала по живому?

Рвала – жесткое слово, просто мы отдалились, хотя любовь друг к другу не потерялась. Я хочу стать настоящим художником, я учусь каждый день, ведь никто меня не учил. Я сама ковыряюсь в красках, идеях, мире. И эту работу невозможно сочетать с пятничными девичниками в ресторанчиках. Раньше каждую пятницу мы отрывались с подругами, теперь я не могу этого делать, так как люди не дают мне информацию, которая необходима мне на данный момент. Поэтому чтобы не выходить из своего состояния умиротворения, я просто не общаюсь, не хожу, не встречаюсь. У меня есть пара человек, с которыми мне комфортно, а все остальные просто отошли в сторону.

Я всегда с подозрением отношусь к людям, использующим псевдонимы. Наверное, потому, что историю своей семьи я знаю до 9-го колена. И уверен, что как раз мои звенья, мои корни меня энергетически и питают. Поэтому когда ко мне приходят звезды шоу бизнеса с замысловатыми именами и фамилиями, я всегда спрашиваю, как к вымышленным именам относятся их родители? Я понимаю, что это законы шоу-бизнеса. Но сознательного отказа от такой поддержки предков я не понимаю…

Я предвижу твой вопрос и сейчас отвечу. Во-первых, мне не повезло: я не знаю глубоко своих корней. Для меня это трагично, потому что я чувствую себя листом, который болтается в воздухе и не прикреплен к дереву. Я не чувствую корней, но мне очень хотелось бы. К сожалению, в моей жизни так сложилось, что нет людей, которые могли бы мне рассказать об этом. К тому времени, как я поняла, насколько это важно, родных не стало. Нет информации.

Фамилия Сандрос – это фамилия моей мамы. В паспорте у меня другая фамилия, но я знаю кусочек истории маминой семьи. Для меня это важно, поэтому я взяла ее фамилию и хочу вписать ее в свой паспорт в следующем году. Я представляю, как все мои предки стоят за мной и смотрят мне в спину, я чувствую тепло, свет и воображаю их. Я не знаю, кто эти люди, но я надеюсь, что все они были очень достойны.

Получается, мамина ветка тебе ближе…

На самом деле ближе папина, но там я ничего не узнаю. Там все родственники в Польше, и все они матерые поляки. Я помню, что в доме моих бабушек и тетушек все разговаривали на польском языке. Приезжая в Польшу, я чувствую себя дома, понимаю всё и всех, хотя язык не учила. Варшава — это первый город, в котором я чувствую себя, как дома. Но, к сожалению, так как я не знаю польских корней, притулилась к маме.

А кто тебя назвал Никой?

Меня крестили Вероникой, но сократили в Нику. Некоторые друзья сокращают в Веру, но я к этому ровно отношусь. Некоторые друзья называют меня по нику в LiveJournal – муха, мушка. Как говорится, зовите, как хотите, только в терновый куст не бросайте. Так что Ника Сандрос – это не псевдоним, это не для того чтобы привлечь внимание или носить маску. Хотя, возможно, звездам шоу-бизнеса яркая фамилия нужна не для того чтобы ярчить, а чтобы скрыть свое нежное и ранимое за маской.

Переходим к краскам… Рисовала с детства?

Всегда. Все шкафы мамы забиты моими рисунками. Бабушка отдала мне старинную Библию, в которой на разделах «Юдифь», «Эсфирь» нарисованы чернильной ручной маленькие человечки, которых я нарисовала, видимо, как только научилась держать ручку в руках. Я рисовала с рождения. Повторюсь, художественных школ не заканчивала, потому что не было школы, и никто никогда не относился к моему увлечению серьезно.

А когда сейчас мама видит, что ты ушла в рисование с головой, у нее нет сожаления, что в свое время она не отвела тебя в художественную школу?

Моя мама вообще не воспринимает меня как человека рисующего. Я рассказываю ей про краковские выставки, интервью, грандиозные для меня вещи. Она меня внимательно слушает, а потом спрашивает, что я сегодня ела и тепло ли я одеваюсь. Ей не понятно, почему я не хожу в офис на работу. Я попыталась ей объяснить, что мне незачем сидеть в офисе 20 дней, если я могу заработать те же деньги за 5. Но, как все наши родители с советским прошлым, она волнуется: у человека должна быть трудовая книжка с единственной записью, дом, муж, дети… При всем этом она воспринимает меня спокойно, она пережила все стрессы и воспринимает меня с любовью. Конечно, она гордится, рада, но никогда не делает упор на том, что я художник.

Тебя это не коробит?

Летом у меня был разговор с мамой, когда я на нее очень сильно обиделась. Я сказала, что из родных у меня есть только она, и я хотела бы, чтобы она уделяла внимание этой творческой стороне моей жизни. Я сказала, что мне важно доносить до нее, что я делаю успехи. Мама поняла и стала интересоваться этим. Мои близкие люди пошучивают надо мной, над моими зелеными лисятами.

Не воспринимают?

Никто из моих близких никогда не сказал: «Ника, ты крутой художник!»

А тебе это надо?

Для меня важно другое. Смотри, девочка купила картину с двумя целующимися лисами. Она мне сказала: «Картина висела у нас дома две недели, и я, мой муж, маленький ребенок смотрим на нее и понимаем, что это мы, это наша история. Я так люблю своего мужа, он так любит меня. Эта картина так греет. Большое вам спасибо». Это важно. Иногда напишут такое письмо – я плачу.
Я отправляю картины за границу. Люди их покупают, вешают дома на стену, фотографируют и присылают мне. Я никого не прошу это делать, но мне присылают письмо: «Посмотри, твоя картина в хорошем доме. Большое тебе спасибо». Мне важен отзыв от благодарных людей. Но важен не в том смысле, что от этого я как художник чувствую себя увереннее, а мне просто по-человечески приятно, что я отдала кусочек тепла и оно кого-то греет.

Получается такое со-чувствие?

Да, но как художника это не возвышает меня в моих глазах. В моих глазах меня возвышает мнение моего друга Игоря Ворошкевича, у которого художественное образование. Игорь, кстати, меня критикует. Был такой период в жизни, когда мы с ним делили комнаты в двухкомнатной квартире. Он очень деликатный человек. Он видел, что я пишу картину, ходил рядом, а потом сказал: «Я бы красного добавил». И я понимаю, что он прав. Или он будет ходить мимо и скажет: «Эта картина пустая. От нее ничего не идет». Я посмотрю, и вижу, что это так.

Сегодня ты тоже прислушиваешься к его советам?

К его советам я всегда прислушиваюсь. Этот человек безмерно мною любим и уважаем, поэтому все, что он мне говорит, является для меня авторитетным.

А советы не раздражают?

Когда советы по делу – нет. Не раздражает даже критика, когда говорят: «Ты делаешь ерунду, потому что…» Когда люди дают совет и объясняют, в чем дело, где я не права, это здорово. Тогда я учусь.

А бывает, что ты не согласна?

Я не спорю, я легкий человек, так и говорю: » Я не согласна».

Когда люди говорят: «Твоя работа — ерунда, потому что…», что они вкладывают в эти «потому что»?

Профессиональные художники, которые состоят в союзах, указывают мне, что горизонт завален, цвет не тот… Я согласна с их мнением, они видят так, как правильно, но я настаиваю на своем видении мира. Если горизонт завален, значит, это мой горизонт, я его завалила. Иногда после таких споров я думаю: «Может быть, когда-нибудь, мой заваленный горизонт и зеленые лисята станут классикой». Я не понимаю, что такое хороший художник. Я стремлюсь научиться что-то делать. Я вижу картину определенным образом, но не могу ее сделать технически: у меня не хватает навыков. Я учусь, и в этом мое самое главное развитие.

Чего тебе сегодня не хватает для творчества?

Мне не хватает примитивных вещей: холстов, которые здесь не продаются, красок, которые здесь не продаются, кисточек и мест, где я могла бы сделать выставку или посмотреть выставки других, и мест, где можно покупать картины других художников. Мне не хватает взаимодействия с миров творческих людей. Я пока не знаю, зачем они мне нужны, но мне хотелось бы посмотреть. Я не знакома ни с одним художником, но мне было бы интересно.

Может, ты просто не хочешь знакомиться?

Я не знаю, где они. Может, я обращалась бы к ним за советом, они научили бы меня элементарным вещам. Например, я не знаю, как смешать зеленую краску с охрой – она у меня не смешивается. Ау, художники, где вы?

Ника Сандрос. Фото: Светлана Макаревич

Все герои, которых ты рисуешь, это некий твой мир…

Это мир из моей головы с множеством жителей. У меня был период панд. Всё дело в том, что я не могла придумать человечков, поэтому и начала изображать панд. Все решили, что я обожаю панд, надарили мне тысячу панд. Потом у меня пошли котятя, причем они пользуются безумной популярностью, поэтому я уже немного их эксплуатирую. Сейчас у меня лисята.

Этот мир открыт или закрыт?

Картинками я показываю то, как я живу и мыслю. Мой реальный мир, мой дом, мой круг абсолютно закрыты. У людей, которые читают мой блог, создается неправильное впечатление, что я душа нараспашку – абсолютно нет. Я бука, тихоня и большинство времени сижу одна, даже когда попадаю в компании.

Твой художественный мир тоже закрыт?

Практически для всех — да. У меня есть несколько близких друзей, с которыми мы можем в пятницу вечером пить чай в кафе и придумывать истории. Мы шутим. Разговариваем о лисятах, мои друзья подсказывают мне сюжеты. Даже, думаю, надо ставить копирайты. Как-то кто-то произнес выражение «кокаиновые лисята», я уже третьи сутки бьюсь над картиной – все не идет.

Ты откладываешь и ждешь?

Да, я бы нарисовала человека, у которого растут ветки или усики, он трогает идею, хватает, сразу берет кисточку и начинает рисовать.

А можно упустить идею?

Для этого у меня есть толстый ежедневник. Надеюсь, психиатры никогда его не найдут.

Раз уж ты выдала мне мультивизу в твой закрытый мир, то я ассоциировал его с железнодорожными станциями и предлагаю сейчас по ним прокатиться, послушать твою экскурсию. Проще говоря – я выбрал пять работ, которые меня зацепили, и хочу узнать о них поподробнее. А потом ты представишь своих пять работ и скажешь, почему выбрала их. Итак…

Ника Сандрос. На руках у ангела

У меня есть два разных течения: живопись, которую я делаю обдуманно и компьютерные рисунки, которые я рисую на планшете. Они более эмоциональны, это сиюминутные порывы. Это история о том, как закончилось лето, как я безумно устала. Мне хотелось, чтобы уходящее лето обняло меня, успокоило, утешило и оберегло. Я помню, что рисовала историю о лете в виде большого ангела, который держит меня на руках.

Есть у тебя такой ангел в жизни?

У меня только чудовища. Ангелов у меня нет. Я размышляю: может, ангелы – это скучно? Иногда очень хочется, чтобы ангел обнял. Есть тот, кто меня бережет, но я называю его чудовище: он не даст в обиду, но спуску и покоя тоже.

Ника Сандрос. Удьтрафиолет

Это безумная ультрафиолетовая жара. Она была нарисована прошлым летом, когда весь город плавился. Я помню, что выходила ночью на улицу в надежде глотнуть немного прохладного воздуха и утыкалась в еще большую жару. Это полное расплавление внутренностей и мира вокруг.

Точно так же можно плавиться в жизни от безысходности.

Согласна, это картина о расплавлении себя, когда ты изнемогаешь от этого.

Как ты с этим справляешься?

Я очень счастливый человек на данный период жизни, потому что все периоды расплавления меня отпустили. Я научилась справляться с эмоциями и со всеми плавящими факторами. Мне попались книги по буддизму о том, как нужно тихо, мирно и спокойно жить внутри себя, радоваться, учиться любить. Я стала думать и сделала для себя выводы. Сначала я успокаиваюсь, а потом встаю и иду работать.

Ника Сандрос. Праздник

Люблю ее очень! Это праздник, состояние человека, у которого праздник вокруг, шарики, но такая беспросветная тоска, тьма. В этом домике обои, как темный лес. И он сидит один, беззащитный, голый на этом стульчике с праздником наедине. Я думаю, такое состояние было у всех.

Ника Сандрос. Киты

Это картина, которой я горжусь. Я редко говорю о своих картинах «Wow! Это классно!» Она гигантская, 80 см. Я пришла с работы, поняла, что во мне что-то синее. Я помню, что смешивала красу, хотела спать, но не могла остановиться. Я поставила ее сохнуть, а потом в четыре часа ночи вернулся Ворошкевич, увидел ее, постучался ко мне в комнату и спросил: «Что это?» Я ответила: «Киты». Он сказал: «Ника, это круто!» И все мои друзья хотели ее купить. Это была первая работа, с которой я поняла, что кто-то хочет иметь мои картины у себя в доме. Это работа для меня знаковая. К сожалению, фотография не передает эффект глубины, воды, китов. Потом я много раз пыталась повторить эту воду – никак.

Создается ощущение глубины, время остановилось…

Картина живет в очень хорошей семье с тремя маленькими детишками. Я очень рада, что знаю их. Я присматриваю за этой картиной и еще за некоторыми исключительными вещами.

Есть картины с несчастной судьбой?

Есть парочка несчастных картин. Например, я долго рисовала один большой холст, он высох, я с мольберта положила его на диван, а потом забыла о нем, решила закрыть окно, надавила коленкой, и он порвался.

А есть работы, которые не можешь закончить?

Есть работы, которые я не могу закончить, потому что закончилось вдохновение. Есть работы, которые я не могу закончить, потому что перестала сохнуть краска. Такие вещи я не храню, я беру нож, обдираю с подрамника холст и выбрасываю. Стояло пару картин ни о чем, я тоже их выбросила, хотя вложила много труда.

Может быть, ты бы поняла новый смысл через пять-семь лет…

Я лучше нового напложу, чем буду думать о чем-то, что стоит за углом. Однозначно: она постояла месяц, я понимаю, что ерунда — значит на помойку.

Ника Сандрос. Пресыщение прекрасным

Эта работа называется «Пресыщение прекрасным». Панду сейчас стошнит цветным. Я рисовала здесь себя. Я смотрю реалити-шоу «Дом-2». Надо мной смеются все друзья и говорят, что это первая стадия деградации. А я весь день нахожусь среди таких прекрасных вещей, книг, картин, общения с чудными людьми, что вечером мне хочется телевизионного фаст-фуда. Я могу купить вечером хот-дог и посмотреть «Дом-2».

Теперь предлагаю посмотреть работы, которые выбрала ты.

Ника Сандрос. Проплывающий мимо кит откусил мне голову

Эта картина называется «Проплывающий мимо кит откусил мне голову». Это история о человеке, который находится в некой среде, но ему там невыносимо тяжело. Героиня работы сидит и ей кажется, что даже обои готовы расплющить ей голову. Это тупиковая ситуация: невозможность выйти и остаться. Ты сидишь спокойно, на твоем лице улыбка, а, кажется, что твоя голова взорвалась. С этой картиной была чудесная история. Мне прислали картину Мане, где точно такой же цвет, точно такое же расположение предметов. Меня поразило совпадение цвета и композиции, я порадовалась. Я подумала, что, может быть, когда-нибудь достигну таких же высот.

Ника Сандрос. Лисичка Хули

«Лисичка Хули». Кажется, у Пелевина была такая героиня. Я уцепилась за это слово и поняла, что это хитрая лисичка, которую любишь, ждешь, готов обнимать, целовать. Она такая прекрасная, все хорошо, но она все равно Хули.

Получаются картины из жизни.

Да, автобиографические.

Я думаю, это цепляет всех, потому что у каждого были такие истории.

Я беру не красотой, а эмоцией, которую пережили люди. Хотя есть и красивые работы.

Ника Сандрос. Цветы

Эту картину я писала неделю миллиметровой кисточкой. Работа 40 на 60 см, но каждая прожилка, каждый цветочек, травинка получились восхитительны. Этой картиной я горда, как «Китами». Ирисы, засохшие, осенние цветы.

Есть жизненные эмоции, а есть эмоции красоты, которые воплощаются в этой картине…

Хотелось безумной тонкости и цвета.

Нмка Сандрос. Без названия

Вообще люблю Мексику и все, что с этим связано. У меня была история о том, как прекрасная мексиканка идет через горный перевал, возвращается с рынка с пустой чашей на голове. Гроза на горизонте, на пыльной дороге маленькие дети бронзового цвета играют с синей игуаной. Я придумала это теплое мексиканское лето, эту женщину, горы, детей, игуану. Но, к сожалению, я не такой хороший художник, поэтому я нарисовала только женщину с чашей на голове. Она идет, она устала, смотрит на детей, грозу, игуану, не знает, что ждет ее дома.

У тебя нет сожаления, что недостаточно умения воплотить идеи?

Есть огромное желание научиться. Иногда никак не выходит, мучаюсь, оставляю зарисовки или просто описания картины, которые хотела бы нарисовать. Может быть, когда научусь, вернусь к этому.

Большое счастье, что не пошла учиться после университета, потому что люди, понимающие в искусстве, говорят, что я постепенно нащупываю свой собственный стиль. Если бы я пошла учиться, во мне что-то поломалось бы. Я избегаю серьезных выставок, не смотрю каталогов художников. Не изучаю современную живопись, чтобы понравившийся стиль подсознательно не подмешался в мой. Я сейчас учусь, я зерно, которое пытается прорасти.

Коммерческая составляющая изменила твое ощущение и отношение к работы?

Я так долго была в бизнесе, я 12 лет занималась рекламой, продажами чего угодно, что с одинаковой легкостью могу продать картину или фуру шаровых опор. Есть схемы, и они работают, не важно, что ты продаешь. Есть очередь людей, которые хотят картину. Но я не могу работать на заказ. Мне приходят и говорят, что хотят какую-то историю. Если я вдохновляюсь, я рисую, но если я не впечатляюсь, я не рисую. Это трата времени и эмоций.

Что для тебя неудача в искусстве, творчестве?

Самая большая неудача – если картина не получается. У меня нет разочарования в моей деятельности, потому что она не так широка. Неудача, когда я трачу недели на размышление, эскизы, а начинаю писать холст и понимаю, что это ерунда. Тогда я очень огорчаюсь и выбрасываю работу.

Время нашего эфира подходит к концу…

Во-первых, я благодарная за разговор, потому что я приятно провела время, хотя настороженно сюда шла. У меня есть один посыл – нужно не быть равнодушным и мечтать. Моя жизнь – подтверждение того, что мечта и труд создают реальность. Рисовать, писать картины, делать выставки, общаться с творческими людьми – это была моя мечта и тяга моей души. Сейчас я попала в мир, который для меня совершенен. Я живу в моем совершенном мире, работаю, это приносит мне деньги и радость. Но все потому, что я мечтала и не побоялась совершить какие-то поступки.

Иногда я пишу в интернете вызывающие, эмоциональные вещи. Это привлекает внимание, мои друзья это обсуждают. Я поднимаю темы, которые могут задеть людей, и делаю это осознанно. Я вообще ничего не делаю неосознанно. Это осознанная провокация, но все мне благодарны, всем весело. Я веселю людей в интернете, будоражу их, вызываю эмоции, а сама в это время тихонько рисую рыбку или панду.

Тэги: