Современное белорусское искусство на www.mart.by

Жизнь и творчество Артёма Лобача

Источник Саша Фидловский Дата: 8 Дек. 2011
Жизнь и творчество Артёма Лобача

Если кто не в курсе, у нас в стране полно людей, которые снимают собственное кино. У аматоров есть даже свои конкурсы, творческие объединения, скоро, возможно, будет и фестиваль.  Но вот общественного резонанса нет. И это не только из-за общей белорусской  пассивности. Просто то, что они снимают (за очень редким исключением), смотреть невозможно да и не интересно. Не хочу никого обидеть, все они милые интеллигентные ребята, начитанные и насмотренные. Только вот получается у них либо вторичный трэш, либо скучный кое-как снятый «артхаус». И ведь претензий никаких не предъявишь! «Неестественно играют актёры» — они же не профессионалы, «непонятно о чём кино» — это наш авторский стиль,  ну и т.д. В итоге эти люди интересны только узкой тусовке себе подобных. Собственно, они и не стремятся к большему. Не таков Артём Лобач! Он с самого начала пытался познакомить со своим творчеством как можно больше людей, и (главное!) вывести его на профессиональный уровень.
Артём Лобач
Артём закончил «Глебовку» в её лучшие годы, однако,  дизайнером не стал – занялся видео. Перепробовал всё: снимал клипы и документальное кино, делал заставки для MTV,  промовидео и рекламу. Лучшие (по его мнению) работы здесь. Работал на съёмках несостоявшегося шедевра «Масакра». Участвовал во всех конкурсах, куда мог дотянуться. И не безуспешно: его документалка взяла гран-при в Белостоке, а на минской Кинограни (в 2008м) он получил пять призов из семи. Буквально на днях Артём выиграл «Киноварку».  Ещё Артём много путешествует и общается: жил у Кшиштофа Занусси  (снял там занятное видео) и пил с Вырыпаевым.  Сейчас Лобач учится на заочке в Академии искусств (сами позвали, экзамены были формальностью)  и в киношколе в Варшаве. В начале лета Артём доделал, наконец, свое первое игровое кино. Но и спросить с него хочется «по гамбургскому счёту». Потому что Артём позиционирует себя не как любителя, но как молодого профессионала. Активно раздаёт интервью (тут, тут и тут) , возит свою картину по городам РБ, даже зарегистрировал её в национальном кинореестре. И премьеру устроил не в квартире у друзей, а, пригласив известных кинокритиков, в «Центр-видео». Значит, всякие отговорки, вроде: «да, не очень, но хорошо, хоть кто-то что-то делает» — больше не прокатят.

x_bb208997[1] Итак, первый игровой фильм Лобача называется «Дом». По понятным финансовым причинам это короткий метр. Главный герой перед отъездом за границу решил с друзьями посетить имение, принадлежавшее когда-то его предкам. Там происходит ряд событий мистических и не очень, которые раскрывают истинные взаимоотношения между героями, а главному герою помогают разобраться в себе и своих желаниях.

Это если попытаться внятно сформулировать содержание картины. На самом же деле  никакой внятности нет. Сюжетное полотно состоит из обрывков: у причин нет следствий, а у следствий – причин. Молодые люди подкалывают друг друга, бросают многозначительные взгляды, между ними есть какие-то конфликты. Но всё это ни к чему не ведёт. Кто-то смотрит на героев из окон  заколоченного дома. Нечто существует в одной с ними реальности. Но в контакт не вступает. Постепенно и без каких-то видимых причин главный герой  погружается в  тоскливую задумчивость, а остальные – в истерическое веселье. Суетливые склоки людей контрастируют с медитативными пейзажами. Режиссёр как бы намекает, что всему виной окружающая натура, пропитанная мистикой и загадкой. Как видно по предыдущим работам Артёма, поэтичные детали  его  самая сильная сторона. Сельский романтик Лобач  восторгается родной природой. А люди кажутся всего лишь фоном, у них нет даже имён, только плоские типажи. Второстепенные герои  к концу фильма просто исчезают. Главный же герой, вступив-таки в символический контакт с неким болотным духом, растворяется со своей девушкой в заброшенном доме. В общем, опять получилась кинозарисовка, в которой зритель как бы может найти много разных смыслов. Поэтому можно засмотреть фильм до дыр, заметить все детали, проинтерпретировать все диалоги, попытаться выстроить логику повествования  и сделать собственный вывод (как поступили здесь). Вот только зачем? Объективной картины всё равно не получится. Данных для анализа слишком мало, поэтому все точки зрения имеют равные права. Адекватной будет только субъективная оценка «нравится»/ «не нравится».

Вообще, втиснуть в первую короткометражку сразу все свои эмоции, мысли и образы, это традиция начинающих фильммейкеров. Почему-то никто не хочет снять простую и понятную историю с крепким сюжетом. К сожалению, и профессионал Лобач туда же. Артём снимал фильм про себя и для себя. Он, как и его альтер-эго, собирался на долгое время покинуть эту страну. Его переживания по этому поводу насытили кино соответствующей атмосферой тревоги и поиска. «Здесь» есть только разрушенный дворец,  что с ним делать – непонятно. Но, вроде бы, он свой, и природа вокруг красивая.  «Там» перспективы и возможности, огромный новый мир, но всё же чужой. В реальной жизни Артём уехал. В кино – остался дома, но перешёл в какое-то другое измерение. О зрителе же режиссёр не думал. Что ж, Артём такой не один. Бывает, и «большие» режиссёры так поступают.

x_fd9c9edd[1] Говорят, что можно Юпитеру, нельзя быку. Артём никогда не был с этим согласен. Его бешеная энергия и яркая харизма создали фильм буквально из ничего. Он смог собрать хорошую команду и получить на выходе приличный с технической точки зрения продукт. Обычно об этом не говорят: хорошая «картинка», звук и прочее сами собой разумеются. В наших же условиях это огромное достижение. Только игра актёров иногда театральна, но так уж учат в нашей академии. А в том, что лично у Артёма Лобача впереди большое будущее, сомневаться не приходится. В Беларуси или где угодно ещё.

Автор: Саша Фидловский

Тэги: ,