Современное белорусское искусство на www.mart.by

Катакомбная лирика Димы Колейчика

Источник kyky.org Дата: 7 Дек. 2011
Катакомбная лирика Димы Колейчика

Поэт Дима Колейчик — один из немногих творцов подпольного Минска, чьи стихи получили признание контркультурного аутсайдинга в болотистой местности (где-то в Восточной Европе). Опубликованные в сборниках, на желтых страницах самиздатовских журналов и блуждающие в сети, рифмованные строчки вызывают противоречивые чувства душевной горечи.
Дима из тех людей, о которых слышали, но которых никто и никогда не знал. В своем интервью Сергей Календа сказал, что о жизни этого человека можно снять фильм, а витебский поэт Кирилл Метелица назвал Диму одним из немногих авторов, чье творчество заслуживает внимания.

Противоречивый и недопонятый, Дима не вписывается в современные реалии белорусской литературы. Его строки это грядущее поэтическое «завтра» нашей страны, это первая ступенька на гнилой лестнице выхода белорусской литературы на новый уровень. Революционный и неформатный, в чем-то брутальный и полный нигилизма Дима является одним из немногих белорусов, которые были по достоинству оценены мэтрами современной русскоязычной литературы. Когда он поступал в Литинститут имени Горького в Москве, комиссия поставила ему высший балл (уникальный случай последнего десятилетия). Впрочем, о нем не надо говорить. Его надо читать.

[СТИХИ] Димы Колейчика

ГОЛОВА – СОЛНЦЕ

Раздвигай ставни –

встречай солнце.

Открывай ворота –

встречай конницу.

Солнце в руки возьмёт лицо –

умоет теплом ласково.

Конница топчет твоё крыльцо,

железом лязгает.

В белой рубахе с распахнутым воротом

выходи во двор,

не беги, как вор,

как хозяин гостей встречает,

встречай чёрную стаю,

ждёт тебя топор.

Солнце греет ровно всю землю.

Руки за спиной, волочишься в зной, – пленник.

Не таким страшным казалось лечь на плаху.

Разорвали чёрную от пыли и пота рубаху.

Голова с плеч…

Вечером конница пила, ела,

позабыв, где в овраг бросили тело.

Солнце замаялось и скатилось за край земли:

голова пустила слезу, ей казалось,

что всему миру голову отсекли.

FORTUNA ADVERSA

злость.

злость трещит в костях.

сидит под ногтями –

грязью,

в волосах вольных –

жиром,

в крови и плоти –

ядом,

наркотик-

Ом!!!

помогает жить,

быть.

Heil exsistentia!

кость…

кость глодает гость

жадно, –

жалко выглядит.

отброс оголтелый, голодный,

сорванный как

кран.

левая резьба,

левая.

всё вразрез!

в раздор, Друг рода человеческого,

да?

Sic luceat lux!

созываю гостей;

отдам свои,

отдам, что есть –

например, свои крохкие кости.

но злость?

напитаетесь ли вы ей,

мои гости?!

гость…

пришёл гость –

наливай тост!

давай на скорость:

…за крики боли!

…за ненависть меду родителями и детьми!

… за воровство!

… за зависть!

… за длинных ножей ночь!

… за отчаяние!

… уничтожение!

нет?

дико?

измышления?

нет,

не просто стишки.

не плохой эпатаж.

нет, не я.

не я, – во мне!

во мне сидит зверь.

я – клетка.

организма разрушения.

Что же вы будете делать,

когда из клеток вырвутся звери?

Anno Domini кончилась…

Aut vincere aut mori!

НИЧЕРТА НЕТ, КРОМЕ НАСИЛИЯ!

знаешь…

(я до сих пор не знаю, к кому я обращаюсь)

я успел за своё жалкое exsistentia

обратиться ко всем.

и я был всеми, кто был со мной.

был со всеми, кто был со мной.

а они по-пере-бывали друг с другом –

в разных передрягах.

нас было разных, в разное время, по-разному…

официальная формула гласит:

БУДЬ С НАМИ!

– с нами весело!

умные люди стоят и машут руками, –

как дебилы…

я перехожу на поток сознания:

кровь

боль

я

лю!

-блю!-

you!

меня заставили, а мне стало

по!

-кайфу…

сносили

насилие…

я пью спирт с человеком, который признался, что он убийца и насильник.

сон мой:

я становлюсь на колени перед убийцей и беру у него в рот…

сосу

сосу

его

и жизни и смерти

всего

ЖИВОЙ… я.

Убийцы – мои клиенты.

Убийцы вызывают чувство надёжности.

Убийцы, я люблю вас!

Убей меня!

НЕМЕДЛЕННО!!!

ГАЛЕРА ИЗ КОСТЕЙ

— Чем ещё я могу послужить Галере?

— Сорви с себя кожу и отдай свои кости!!!

с благодарностью встречать ночь;

и с ненавистью — рассвет…

галера продолжает идти вперёд!

………………….

гребцы порывают с прошлым —

ежесекундно.

………………….

еженощно

отдают Богу души —

на сохранение.

Он заворачивает их в фольгу,

и кладёт в холодильник

рядом с пивом

и прокисшим молоком, —

чтобы им было прохладней…

(иногда, на своё усмотрение,

Он не выдаёт обратно некоторые души;

и они склонны считать,

что им повезло.)

добрый такой, незамысловатый старик.

слушает вечерами,

о чём шепчут морские ракушки.

……………………

герои и рабы порывают с прошлым —

ежесекундно

отрекаются от себя;

никогда не оборачиваются:

первые смотрят вперёд,

вторым не на что оборачиваться.

……………………..

*

И ГАЛЕРА ИДЁТ ВПЕРЁД…

***

…………………….они любят красное…

они любят синее…

они любят красное, жёлтое…

и чёрное тоже любят.

но чёрное носят только самые отчаянные…

***

.

свобода рядом.

.

ты существуешь! —

не как тень,

а на самом деле.

………………………..

***

*

………………………..

свобода рядом.

ЧУВСТВУЙ!

………………………..

реальность…

тело…

………………………..

ГАЛЕРА-ИЗ-КОСТЕЙ!

[ПОЭМЫ] Димы Колечика

First Day

ты уебёшь завтра.

я уебу (тебя) завтра.

ты уебёшь устраиваться на работу, менять паспорт, жечь старую одежду:

слишком девичью, слишком для неженок, слишком розовую (и не забудь/ и не забыть бы/ про розовые очки!)

тебе идёт чёрное, тебе идёт резкое, тебе идёт аккуратное строгое прямое, тебе идёт смелое… отчаянное…

нет… ты…

– нет, не отчаивайся!

ты – смелая девочка,

у тебя будет чёрное.

ты ляжешь на красное, –

раскинув руки,

как Жанна Dark, –

раскинешь руки и ноги свастикой,

раскинешься звездой Астартой,

Венерой, Люцифером…

Вера, Надежда, Любовь…

все покинули, ты осталась!

ты осталась зачем-то, зачем-то…

не веры, не надежды:

…она – слишком слабая, слишком слабая!… зачем-то жмётся, мнится — в углу… бесполезная,

низвергнутая,

опровергнутая,

опрокинутая,

истерзанная:

ей отрезАли пальцы и посылали по почте Богу, Дьяволу, Пану, Лилит, ещё кому-то зачем-то – ради развлечения; и – друг другу, требуя выкупа, выкупа… огромного выкупа… (который, конечно, никто из нас никогда не заплатит…)

…в углу, прикованная к батарее (зачем-то мнится мне)… кормили пеплом и мёртвой кровью, крысами и пауками – издевались, как могли!

…Так раскинься свастикой!!!

ни веры, ни надежды, ни любви…

ты осталась!

ты осталась зачем-то, зачем-то…

зачем?!

твоё время ещё не пришло.

моё время уже уходит, уходит мимо, канает в Лету! –

мне не терпится!

А твоё время – потом, потом!

слишком старую одежду сжигай,

фотографии – сжигай!

вон их гони из памяти, –

не наберёшься сил

всё с собой таскать!

я приглашаю в закоулки,

напрасно ныне называемые подворотнями для слепых, и глухих, и облезлых…

(там живут братья Карамазовы)

я уебу завтра.

ты уебёшь (меня) завтра.

на завтрак хорошее отношение к лошадям.

пахнет гнилой кониной

наш завтрак.

обеда нет:

я лакаю у тебя,

как кот равнодушный

(у меня девять жизней, нет одного глаза, подрано ухо, повидал виды!),

ты сосёшь из меня сок.

я алчу твоего мяса.

я алчу твоей ртути из позвоночника –

этого термометра,

всегда верно показывает температуру:

очень горячо,

или

очень холодно…

к вечеру я бью левой по столу:

Ваше слово, товарищ Маузер!

не в кого стрелять, не в кого!

я хочу стрелять, я хочу стрелять!

я – ленивый отброс цивилизации.

ты – ленивая сука,

ты не хочешь стрелять,

ты думаешь – всё обойдётся,

всё само собой наладится,

как-нибудь обойдёмся без войны

миров, культур, классов, обществ, блоггеров, униженных и оскорбленных, made-yourself-щиков, всяких третьих-вторых-первых государств, прочих ублюдков…

может быть…

как-нибудь обойдёмся без 2012 го года?

(а разве мы обошлись без 1914го? )

правда, я не пойду на войну?

правда? ведь я люблю тебя! (?)

правда, заяц?

нет, нах! не так!

я уёбываю завтра!

***

… если получится…

если получится не сдаться,

не растеряться,

если получится сделать взрывчатку…

если бы мы не такие ленивые –

желе, —

как все вокруг людишки…

БУДУЩЕЕ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ!

ТЫ ЗАПИСАЛСЯ ДОБРОВОЛЬЦЕМ В ОТРЯД САМОСОЖЖЕНИЯ?

ТЫ КУПИЛ СЕБЕ НАРКОТИКОВ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БОЛЬНО?

КУПИ СЕБЕ НАРКОТИКОВ, ПРИДУРОК!

КРИЧИ «БАНЗАЙ!» И ВЗРЫВАЙ СВОЙ ТРОТИЛОВЫЙ ЗАВТРАК (ЭТО БУДЕТ ЗАВТРА! ЭТО БУДЕТ ЗАВТРАШНИЙ ЧУМОВОЙ ДЕНЬ!)…

ТО, ЧТО МАМА ПРИГОТОВИЛА ТЕБЕ НА ЗАВТРАК! – ЧУМОВУЮ СМЕСЬ! – ВЗРЫВАЙ СВОЙ ЗАВТРАК!

ВЗРЫВАЙ СВОЙ ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ, ПРИДУРОК!

ПРИОБРИТАЙ НАРКОТИКИ!

АНТИСЕПТИКИ…

И ОРУЖИЕ!

***

если ты раскинешься свастикой,

если у тебя получится раскинуться свастикой,

на красных простынях,

и, если я лягу на тебя и изогнусь свастикой…

и я буду трахать тебя! …мы породим Хаос!

… мы никогда не расстанемся.

одевайся в чёрное!

становись (раком) буквой «А»!

завтра

мы идём взрывать Кремль!

Лувр!

Всё!

Солнце!

***

чёртова сука, – на тебе недостаточно чёрное!

чёртова сука! как мы будем смотреться на красном?…  в рёве огня?

у тебя это будет потом…!

твоё время будет потом!

***

слушай, слушай!

если ты уебёшь меня завтра,

я останусь трупом с тобой ходячим

гнить, вонять буду, но ты отправляй меня в душ почаще, и дезики мне покупай сладкие, – до времени, со временем, – ничего не выйдет, всё равно… – ты в курсе.

слушай! слушай!

мы не потеряемся…

в этом…

РЁВЕ ОГНЯ…

РЕВОЛЮЦИЯ НИКОГДА!

не отламывается кусок хлеба.

какой-то кирпич. ах!

дикие мальчики улетают в небо

на бомбардировщиках.

с булыжником в руке

скажи мне, что любишь меня!

с молотком для кроке-та

верхом на раке-те

кляня!

по черепам – бам!

расплескав напалм

феназепам и палп

фикшн…

попкорн чипсы

ворон свыкся

есть падаль

не снится

синяя даль…

дни окаянные утащили мечту.

умереть за идею – роскошь.

топор по плечу

по размеру ветошь

грызёт вошь.

всё продано, делать нечего.

кому-то к вечеру это выгодно,

считают ходы наперёд ночью

прибыль…

предтечи лыбятся по красным углам,

а быдлу голодно,

быдло молится…

всё продано, мне нечего одеть, только – вретище.

быть врединой, намотать кишки на веретено.

не осталось ни одной светлой идеи!

«я люблю тебя!» — скажи мне это с плетью

с петлёй на шее

протягивая кандалы

ржавые

со скрипом…

«я люблю тебя!» — скажи мне это с косой в руке, красавица-смерть!

привидится в пьяном трипе:

заходится криком –

«я ненавижу вас, предатели!» –

Мать-Собода-Смерть.

проданная мечта и бутылка пустая.

плоть и страх.

революция отменяется

мальчики могил улетают

на бумажных

самолётиках!

взглядом чистым, сквозь слёзы, в небо клятое, ах!

здесь остаётся чёрствый кусок черного хлеба

и рубище.

хлеб-завод на капище

из человеков.

до свидания…

нет! – прощай!

во вретище меченом

плакать камнем каменным

над могилой мечты

вневременной

таким скоротечным

сначала – Сталиным,

потом – со свечкой…

а Че Гевара

уже не держит АКа в руках…

а я медленно, но верно

превращаюсь в фашиста…

и прошу убить меня

до

того

как…

КРИК КАССАНДРЫ: ЛОГИКА БОЛИ

я живу один в городе, которому две тысячи лет.

(я испытываю любовь к словам – они иногда меня слушаются…)

(я могу подобрать рифму к любым словам, но я предпочитаю не подбирать,

ведь, всё равно – в темноте никому не видно…)

я живу гордый на холоде, хотя есть тёплый плед,

но я его презираю, – потому что он – зверь, –

согрест меня и съеет меня, –

стоит мне только забыть про то, что идёт война…

и, что я на холоде, и плед – это не защита в принципе слишком мягкий…

я люблю причинять себе вред:

логика боли:

резать тело осколком чаши –

мирно…

тщетно…

потом – гнить.

пусть гниёт рана! –  пчёлы заберут гной, чтобы превратить его в мёд!

я начинаю хоронить друзей, не дожидаясь, пока они умрут своей смертью…

пока их убьют… предпочитаю не подбирать окурки, которые слишком жирные…

претит.

(мы — /были/ — лёд под ногами майора.)

этот город слишком мягкий

вязко трудно движется жизнь вперёд

вязнут в мёде ноги…

о мамочка святая, кожей – маникюр твой!..

я отпускаю ангелов до лампочки. я отпускаю всех… я всех люблю!

пусть горят и я смотрю!..

но что стоит моя любовь, когда:

– а люблю ли я ТАК себя?

нет, – себя я люблю намного лучше…

и ненавижу.

не знаю, за что. может быть, за то, что я столь недолговечен…

и поэтому

вечность – сука – имеет смысл!

или – снова сослаться на логику боли?..

короли умоляют Бога. умаление королей…

хуже.

завтра будет хуже.

спи, малыш, я знаю…

заткнись, младенец! –

не докричишься, –

скоро конец!

поэтому – это по-другому, – не так, как привычно видеть.

поэтому – это апофения.

«Это – “поэтому”!» – говорит Поэт в бессилии доводов.

Кассандра задыхается поэтому.

я живу один в городе, в котором два миллиона жителей.

вижу из них – десятка два.

они словно ходят по кругу,

меняя прикиды…

я заметил, что всего – слишком  мало,

для того чтобы это было РЕАЛЬНОСТЬЮ…

значит, можно начинать убивать.

спи малыш неужто ты не слышишь снаряды падают на нас…

лавочка Кассандры закрывается…

каждый сам за себя и ты в котомке мой лауданум

позволяющий следовать логике боли сквозь раскиданные города

когда не остаётся ничего святого кроме

поиска в противоположном того самого

нас раскидает в поясе астероидном

например наслаждений как крик Кассандры

согласно логике боли

это только начало

дальше будет лучше это скоро

впрыснут морфий

мгновение цени

движение наперекор времени

согласно логике Бога

не получается!

НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ!

свести концы воедино

и слова совсем перестают меня слушаться

и теперь я совсем-совсем один в городе

и эта голая свобода ей холодно

перестаёт привлекать доступностью

и хочется укутать её в меха.

«Вырваться отсюда! Вырваться!»

Кассандра говорит: «Хуй вам! Лавочка закрывается!»

и уходит со сцены.

я хочу укутать свою свободу в меха

и дать ей имя, чтобы быть рядом.

например, имя «Кассандра»…

всё равно, никто не поверит,

что это больше не моя свобода,

а только крик

летит наперекор времени

согласно логике боли.

P.S.

Фрагмент последнего письма от Димы:

Бухло кончается… Интернет глючит. Из жизни удались только печень и поэзия.
С ревприветом, Дима!

Тэги: ,