Современное белорусское искусство на www.mart.by

Нужна перезагрузка, или Почему пора выключать себя из сети

Источник open.by Дата: 19 Авг. 2011
Нужна перезагрузка, или Почему пора выключать себя из сети

Выключи телевизор, отключи в телефоне звук, не плати за Интернет. Погаси свет и, укутавшись  в одеяло, пей чай, вглядываясь в распахнутое небо. Видишь звезды? С трудом. А знаешь, давным-давно, когда о компьютере можно было только мечтать, когда в мире еще не было столько электричества, Кассиопею, Андромеду, Персея и самое красивое во Вселенной созвездие Ориона можно было наблюдать невооруженным глазом даже в крупных городах. Наше небо украшено не звездами. Вместо Млечного Пути по нему черными змеями ползут линии электропередач.

Обсуждение и осуждение эпохи технического прогресса ведется, как это ни парадоксально, уже более столетия. То, что мы переживаем сегодня, можно назвать пост-техническим прогрессом, когда новые технологии перестали быть чем-то новым, а укоренились в жизнь человека, став неотъемлемой частью существования. Нас окружают миллионы нужных и ненужных предметов, которые, безусловно помогают жить, но иногда кажется, что они начинают нами управлять. В этом убеждены организаторы выставки «Спящий режим», недавно открывшейся в галерее современного искусства «Ў».

Экспозиция выставки Алексея Губарева состоит из двух частей: инсталляции в галерейном пространстве и документации серии объектов, установленных в разных частях города, — это так называемый паблик-арт (искусство в общественном пространстве; англ. Public art).
t2[1]
В первом случае мы наблюдаем серию различных предметов черного цвета, расположенных в галерее, в большинстве своем в заметной близости от специально вмонтированных электрических розеток. От каждого предмета тянется провод с вилкой, но ни один из них не подключен к сети. Особенность в том, что все эти предметы изначально не предназначены для того, чтобы быть подключенными к электричеству: женская туфелька, картина, цветок в горшке — все они становятся зависимыми от сети, как становится зависимым сам человек, изначально не созданный для этого. Черный цвет здесь символизирует глубокий сон и апатию, которая, вероятно, окутает мир в случае тотального отключения электричества.
t3[1]

t4[1]
Во второй части проекта эти предметы переносятся в городскую пространство. Выбор Алексеем Губарева именно паблик-арта как части проекта  кажется организаторам очень удачным, так как это направление искусства, созданное в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя, подразумевает коммуникацию с городом, со случайными прохожими. Принимая во внимание актуальность выбранной темы, ее направленность не на конкретный социальный слой, а на человека вообще, этот тип художественного сообщения представляется сегодня наиболее убедительным и продуктивным.
t5[1]
— Представляю проект, над которым работал примерно год, — рассказывает Алексей. — Я долго вынашивал его идею и, наконец, реализовал. Расскажу коротко о проблематике и названии.

Проблематика касается сетей: когда человек находится в прочной паутине развивающихся технологий, хоть и кажется, что это псевдопроблема, но, на самом деле, все более чем серьезно. Так у нас было и с экологией: сначала люди не замечали никаких проблем, но потом, когда было уже практически поздно, поняли все и занервничали. Только представьте, что уже сейчас, например, в Китае людей лечат в больницах от интернет-зависимости: происходит подмена живых реалий их цифровыми и виртуальными аналогами, то есть человек может сидеть неделю дома и ему будет достаточно Интернета, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность…

Что касается названия, почему «Спящий режим»? Пусть каждый вспомнит, что делает он утром после пробуждения. Например, у меня одно из первых дел — я включаю ноутбук или компьютер. Думаю, кто-то начинает смотреть телевизор, кто-то заряжает телефон, кто-то бреется электрической бритвой. Если представить, что в один прекрасный день ты проснешься, а всего этого вдруг не станет, например, будут перебои с электричеством и все сети выбьются из строя, я думаю, что человек испытает что-то наподобие шока — впадет в состояние оцепенения. Это состояние как раз и вызывает «спящий режим» — человек становится похожим на компьютер в момент выключения, когда данные сохраняются и возобновляются при последующем включении. С этой темой я попытался немного поиграть.

Расскажите немного про работы.

— Ну вот, к примеру, своеобразная карта, похожая на космическую — это вселенная виртуального и цифрового мира. Тут какие-то кнопочки, выключатели, всяческие переходники, которые человек использует именно для того, чтобы войти в виртуальную реальность.
t10[1]
Была какая-то реальная история, которая вас вдохновила? Вы говорите, что очень долго вынашивали эту идею

— Да все банально. Просто я сам испытал что-то наподобие состояния «спящего режима». У меня просто полетел компьютер, мне не удалось его сразу самостоятельно включить; и, пока его чинили я не мог нормально функционировать, находился в какой-то прострации. Понимаете, даже чтобы просто нарисовать какую-то картину, мне нужно предварительно посмотреть, как выглядит та или иная вещь, которая в будущем отобразится на бумаге.
t6[1]

t7[1]
А бывает такое, что первый-второй день — ломка, а потом снисходит какая-то благодать?

— Да, бывает. И вообще, если говорить о «спящем режиме», думаю, он продлится недолго, в конце концов человек поймет, что можно вернуться к реалиям и чувствовать себя не хуже, чем сидя дома за компьютером.

Вы думаете, что это произойдет?

— Я не предсказываю, но думаю, что человек задумается над этой проблемой. Просто сейчас он, возможно, еще этого не замечает.
t14[1]

t8[1]
После материала о выставке «Яна не можа сказаць НЕБА», на нашем портале читатели открыли целую дискуссию: кто-то говорил, что это не искусство, другие спорили. Что вы можете сказать по этому поводу? Как относитесь к таким суждениям? Это искусство, либо у нас время так поменялось — изменились его планки?

— Понимаете, сегодня искусство, как любая другая область, постоянно развивается. Искусство — это не только умение рисовать пейзажи, натюрморты, портреты, художник постоянно экспериментирует, ищет какие-то новые пути…
t11[1]

t12[1]
— Чем важны такие интерактивные вещи?

— Это дает возможность человеку заметить какие-то вещи, которые он обычно не замечает. Очень важно научиться самостоятельно ощущать подобные проблемы. Вот посмотрите на сердце, видите, оно не в сети? Пусть люди задумаются, что же будет, если его включить.
t9[1]

t13[1]
Какая ваша любимая работа в этой экспозиции?

— «Черный холст» (на первом фото). Думаю, она наиболее лаконичная из всех, наиболее четко выражает то, что я хотел сказать. Если остальные несут какую-то декоративную нагрузку, то здесь нагрузка полностью отсутствует, на первый план выходит только идея.

t15[1]

Мария Войтович, OPEN.BY

Фото автора

Тэги: , ,