Современное белорусское искусство на www.mart.by

Блог журнала «Партер». Браво, Волкова!

Источник tut.by Дата: 28 Апр. 2011
Блог журнала «Партер». Браво, Волкова!

Имена белорусских исполнителей все чаще можно встретить не только на афишах родного театра, но и крупнейших площадок мира, на дисках известных лейблов и в финале самых престижных международных конкурсов. Нашим артистам аплодировали зрители таких знаменитых залов, как «Мюзик Феррайн» в Вене, Концертгебау в Амстердаме, Большой театр в Москве, королевская опера «Реал» в Мадриде и «Ковент Гарден» в Лондоне. А совсем недавно солистка оперы Оксана Волкова приняла участие в премьерных показах оперы «Джоконда» А. Понкьелли на сцене крупнейшего в Италии театра Массимо в Палермо.

Нынешнее выступление Оксаны Волковой в Театре Массимо стало продолжением ее успешной международной карьеры. Участница Молодежной программы Большого театра России, она исполнила на сцене ГАБТа ряд ведущих партий, в том числе Ольгу в «Евгении Онегине», Кармен в одноименной опере, Любашу в «Царской невесте», участвовала в зарубежных гастролях Большого театра России. О своем дебюте в Палермо и участии в других международных проектах Оксана Волкова рассказала журналу «Партер».

— Итальянские театры в большинстве своем не имеют постоянной оперной труппы. Перед постановкой нового спектакля всегда устраивается кастинг, и, чтобы попасть на постановку, всегда нужно пройти прослушивание. И мне очень приятно, что руководство театра Массимо выбрало меня на ведущую партию Лауры в опере «Джоконда». К сожалению, эта опера редко исполняется на постсоветском пространстве, но в Италии и вообще в мире она очень популярна благодаря очень красивой музыке и ярким персонажам. Мне было очень приятно участвовать в постановке этой оперы еще и потому, что это была для меня новая партия и новый опыт. Было волнение за итальянский язык, ведь определенные фонетические нюансы можно почерпнуть только в Италии. И с этой точки зрения очень полезна была работа в окружении итальянских певцов.

— Как реагируют итальянские зрители на то, что видят в спектакле? Насколько велико их знание музыкального материала?

— Публика, действительно, особенная и значительно отличается на каждом из премьерных спектаклей, так же, как и количество аплодисментов. На первый показ спектакля обычно приходит аристократия, все шикарно одетые – в бриллиантах и дорогих манто. Это очень избалованная и довольно сдержанная в проявлении эмоций публика. Она приходит не столько на спектакль как таковой, сколько на светское событие. На второй спектакль билеты немного дешевле, зал заполняют истинные ценители оперы, и прием немножко другой. Меня публика принимала очень хорошо. В самом процессе подготовки спектакля есть еще один существенный момент – первая репетиция с оркестром. Я очень волновалась и очень была счастлива, когда после моей арии оркестр аплодировал. За всю оркестровую репетицию музыканты оркестра аплодировали только мне. Это была большая победа, и я потом два дня ходила счастливая, потому что, как правило, очень большое значение имеет, как тебя принял оркестр, который тебя первый раз увидел, и хор. Если сложился альянс с этими музыкантами, то уже никакая публика не страшна.

— Не так давно Вы выступали на сцене театра «Ковент Гарден» в Лондоне и театра «Реал» в Мадриде с труппой Большого театра России…

— Что касается театра «Реал» и театра «Ковент Гарден», то у меня вообще не было каких-то особенных ощущений, будто в моей жизни что-то поменялось. На самом деле, мне все равно где петь, исключая Большой театр Беларуси. Вот здесь и публика самая требовательная, как оказалось, и сам театр, сама сцена меня вводит в гораздо большее волнение.

— Из-за акустики?

— Не только. Это родина, тебя здесь знают. Нужно постоянно поднимать планку и доказывать, что ты достоин того, что имеешь. А когда ты приезжаешь в любое другое место, тебя воспринимают как что-то новое. И публика наша не менее взыскательная, чем в Италии.

— В каких неожиданных сценических версиях спектаклей Вам приходилось участвовать, и всегда ли вы разделяете точку зрения режиссера?

— Я очень люблю эксперименты и очень люблю современное прочтение, если оно не противоречит музыкальному тексту и содержанию. К таким постановкам относятся «Евгений Онегин» режиссера Дмитрия Чернякова и «Кармен» Дэвида Паунтни на сцене российского Большого театра. Эти спектакли мне очень близки, очень дороги. «Евгений Онегин» получил резонанс во всем мире, завоевал всевозможные театральные награды, в прошлом сезоне был признан лучшим спектаклем в «Ла Скала». Было очень много споров относительно интерпретации образов Пушкина, но мне лично эта постановка принесла колоссальный опыт. Да, режиссер немного изменил некоторые ключевые моменты. Но когда находишься «внутри» спектакля, то не представляешь, как могло бы быть иначе. Режиссер создал такие условия, когда ты не чувствуешь, что играешь в спектакле, а просто проживаешь жизнь в определенных обстоятельствах. В «Евгении Онегине» Чернякова я забывала, что нахожусь на сцене, что есть дирижер и какие-то сценические задачи, настолько вживалась в свою роль. А когда смотришь этот спектакль, то воспринимаешь его как кино, а не набор оперных штампов.

— Понятие «удобно-неудобно петь» существует ли для Вас?

— Практически нет. Если у меня достаточно времени для репетиций, чтобы освоить то, что мне предлагают, то для меня нет невозможных ситуаций. Может быть, поэтому меня любят режиссеры. Сегодня, чтобы получить роль в том или ином театре, необходимо пройти прослушивание. И мне приходилось прослушиваться с большим количеством певиц, которые сделали международную карьеру, имеют звания, но постановщики предпочитали меня в каких-то моментах, и я понимаю почему: я достаточно пластичный человек, ничего не отвергаю сразу и прекрасно осознаю, что только в совместном творчестве рождается результат.

— Какую роль сыграла в развитии Вашей карьеры Молодежная программа Большого театра России, участницей которой вы являетесь?

— Она сыграла большую роль и в творческой жизни, и в человеческих взаимоотношениях. Наше сотрудничество продолжается, и мы все очень дружим – и участники программы, и педагоги. Сама программа предполагает воспитание певцов нового поколения, которые будут востребованы не только в родных театрах, но в перспективе могут сделать международную карьеру. Молодежная программа дала мне неоценимый опыт: каждый день у нас было несколько занятий с разными вокальными педагогами, мы разучивали партии, занимались иностранными языками, было много концертов. И самое главное – было очень много прослушиваний. Сидя дома – не наездишься. Надо обладать определенными контактами, чтобы позвонить человеку и сказать: можно я у вас прослушаюсь? А здесь все приезжали к нам – дирижеры, представители агентств. Таким образом я показалась Владимиру Спивакову и понравилась ему. И мы с ним совершили турне по столицам стран СНГ с Молодежным оркестром. И наше сотрудничество продолжается. В мае я приглашена в Москву на фестиваль «Черешневый лес».

— Для успешной карьеры оперному певцу сегодня уже мало одного голоса?

— Если хочешь чего-то добиться, недостаточно просто петь. В мире оперы есть те же законы, которые работают в шоу-бизнесе. Для того чтобы тебя воспринимали серьезно, на уровне Ольги Бородиной и Дмитрия Хворостовского, тебя должны знать. И на это должно работать большое количество людей.

— У Вас есть команда, которая Вам помогает?

— Прежде всего, я сама очень много прикладываю усилий к этому. Конечно, это мой муж, который сделал мой персональный сайт и занимался проектом «Опера-модерн».

— Насколько открыт сегодня мир оперы и оперный Олимп?

— Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я сама еще не там. Но я поняла, что все не так сложно, как мы это себе представляем. В театре Массимо в Палермо ко мне относились как к профессионалу, как к равной — в том числе такие звезды, как знаменитый баритон Карло Гуэльфи, выступающий в «Ла Скала» и «Метрополитен Опера». Я спела четыре прослушивания в Италии и получила новые контракты. Я довольна результатом.

15 мая Оксана Волкова исполнит партию Кармен в опере Жоржа Бизе на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

Тэги: ,