Современное белорусское искусство на www.mart.by

«Думка Беларуская» / фотовыставка Игоря Пешехонова-Мицкевича

Источник photoscope.by Дата: 28 Янв. 2011
«Думка Беларуская» / фотовыставка Игоря Пешехонова-Мицкевича

Не лубочная Беларусь, не позитивный миф о самих себе («чур, я принцесса!»), смоделированный средствами фотографии в параллельную бигбордовую реальность, а страна как ощущение – если проехать вдоль и поперек по широким ее просторам, — вот что увидит и почувствует зритель на этой выставке. Из 23 представленных работ 10 отсняты путешественником-одиночкой, а остальные 13 — во время коллективных погружений фотопроекта «Экспедиция».

Фотограф: Игорь Пешехонов-Мицкевич
Открытие: 2 февраля, 18.00
Доступна: до 1 марта 2011 года
Время работы галереи: вт-сб: 11.00 — 19.00, без перерыва; вс-пн: выходной
Место: Городская художественная галерея произведений Л. Щемелёва, Минск, пр-т Рокосовского, 49

«ДУМКА БЕЛАРУСКАЯ» — новая фотосерия Игоря Пешехонова-Мицкевича, впервые представляемая публично. В апреле 2008-го в нашей галерее стартовал предыдущий проект И.Пешехонова – «Железобетон: МАТЕРИЯ ПАМЯТИ». Тогда Дмитрий Король, куратор выставки, писал, что проект «является частью масштабного фотографического исследования белорусского культурного, исторического и визуального ландшафта, которое автор последовательно проводит на протяжении последних лет». Сейчас, спустя три года, можно констатировать, что Игорь Пешехонов держится принятого проектного курса, и «ДУМКА БЕЛАРУСКАЯ» — естественное продолжение и развитие того комплекса идей и приемов, которые были найдены в «Железобетоне». Тогда памятники советской эпохи, утратившие смысловое центрирующее значение для тысяч провинциальных пейзажей, осиротевшие и медленно умирающие, стали объектом фотографического сочувствия Игоря Пешехонова. Теперь «ДУМКА БЕЛАРУСКАЯ» — о человеке, который взят как модуль, как единица измерения «обыденного» белорусского пейзажа, попавшего в объектив.

Характерные типажи, детализированная фактура их окружения – все это равно далеко как от этнографического, так и от социологического исследования. Это скорее исследование метафизическое. Без этих одиноких, чаще всего фронтально, почти неподвижно (что роднит их с заброшенными лениными из «Железобетона») стоящих фигур мы не почувствуем «голос» фона: непробиваемую плотность стены, глухую густоту бурьяна на старом кладбище, почти болезненную пустоту покрытой шрамами земли, которая родила эти фигуры как деревья, и поглотит их – мы знаем это, и родит еще с неизбежностью. То, что люди появились на этих снимках почти против воли автора, как пусковой механизм восприятия пейзажа – ново для И.Пешехонова. Против воли, потому что в своих авторских проектах он избегает портретной съемки. Бесконечные людские лица – часть той конвейерной фотографической работы, которая не является для него творчеством. Мы никогда не были в большинстве из зафиксированных на этих снимках мест.  И, может быть, никогда не будем. Это неважно. От короткого замыкания «фигура-фон» в лучших работах этой серии мы чувствуем странный укол какой-то тоски. Тот самый, наверное, который никогда не могут забыть те, кто уезжает отсюда навсегда.

P.S. Особая благодарность за участие в подготовке выставки – Владимиру Парфенку, куратору, фотографу и фотохудожнику, спутнику и коллеге автора выставки в экспедициях по Беларуси.

Фото: Игорь Пешехонов-Мицкевич
Текст: Татьяна Бембель

Тэги: , , , ,