Современное белорусское искусство на www.mart.by

Трудный выбор белорусских художников: смерть в нищете или эмиграция?

Источник tut.by Дата: 9 Ноя. 2010
Трудный выбор белорусских художников: смерть в нищете или эмиграция?

Трагическая судьба многих великих художников известна всему миру: нищета Рембрандта, болезнь Ван Гога, бедность и одиночество Пиросмани. Некоторые даже считают, что именно в этом кроется залог их известности. Но эти истории для Европы уже в прошлом, Беларусь же и в XXI веке продолжает потрясать мир трагическими судьбами своих художников.

В апреле этого года ушел из жизни основатель художественного объединения "Белый круг" Олег Елизаров. Он жил своим творчеством, невзирая на условия, которые многие бы сочли ужасающими. В 2002 году у него обнаружили опухоль мозга. Врачи боролись за его жизнь, два раза оперировали, но безрезультатно. В этом же году в Речице, очень похоже, после болезни, закрытый в своей комнате, в одиночестве умер Валерий Бондарчук, известный за рубежом, но почти неизвестный на родине. В некоторых случаях смерть художника делает его творчество более популярным, но в большинстве случаев навсегда разделяет его с миром, в котором он так и остался непонятым и неоцененным.

Вообще может сложиться впечатление, что белорусские художники становятся известными, только уехав из страны. Примером этому могут служить творческие судьбы Романа Заслонова и Бориса Заборова, которые в настоящий момент живут и работают во Франции, а также Андрея Задорина, проживающего в Нидерландах. Однако если внутренний спрос на белорусское искусство по-прежнему невысок, то зарубежные ценители все больше обращают внимание на работы отечественных художников.

В 2005 году в Минске на аукционе "Парагис" выставлялась картина, авторство которой изначально приписывалось Марку Шагалу. Однако эксперты установили, что она не является подлинной. И хотя участники были осведомлены об отрицательных результатах проведенных экспертиз, она была приобретена анонимным покупателем за 650 000 $. Сам факт покупки полотна, даже с сомнительной репутацией, по такой высокой цене, говорит о том, что у белорусского арт-рынка большой нереализованный потенциал, который можно реализовать, используя как традиционные, так и новые формы организации торгов произведениями искусства. Отсутствие же развитой и прозрачной инфраструктуры обуславливает формирование подпольного арт-рынка.

Минские арт-галереи полнятся слухами, что последняя картина Олега Елизарова "Одинокое небо" была продана недавно за 960 000 $. Подробности сделки в таких случаях узнать довольно сложно, потому что покупатели действуют через своих представителей. По одному из слухов, интерес к этой работе, которую художник писал, уже будучи безнадежно больным, проявлял генеральный директор корпорации "Майкрософт" Стив Балмер. Один из богатейших людей планеты, имеющий белорусские корни, приезжал в 2007 году с сестрой в Беларусь, чтобы посетить места захоронения родственников. Во время этой поездки Стив Балмер встречался с некоторыми белорусскими художниками, в том числе и входящими в объединение "Белый Круг". Однако он не единственный, кто мог себе позволить такую покупку из проявлявших интерес к творчеству Елизарова.

Созданное в Минске движение "Арт-экспедиция", располагающее некоторыми картинами Елизарова и других художников, входящих в объединение "Белый Круг", решило выставить эти произведения на открытый интернет-аукцион Ay.tut.by. Так участники движения планируют внести свою лепту в легализацию отечественного арт-рынка и сохранить для соотечественников работы художников, чей талант позволил им приобрести мировую известность.

Олег Елизаров. Одинокое небе

Олег Елизаров. Одинокое небе

Борис Заборов. Беременная женщина

Борис Заборов. Беременная женщина

Валерий Бондарчук

Валерий Бондарчук

Роман Заслонов. Theatre Venitien

Роман Заслонов. Theatre Venitien

Андрей Задорин

Андрей Задорин

Тэги: , , , , ,

  • Pingback: ИТОГИ 2010: утраты года | Art Aktivist()

  • О художнике должно узнать как можно больше ценителей искусства. Как в Беларуси, так и за её пределами. Наблюдается искусственное выпячивание одних имён, и замалчивание других.
    А проще ДИСКРИМИНАЦИЯ. Это видно на примере «аутсайдер арта», который в Беларуси уже достаточно силён, хотя только набирает обороты.
    Да, художники смертны. И смертны внезапно.
    Кто их увидит? Кто их признает при жизни? Кто им поможет? Кто их укрепит? Нет ответа.