Современное белорусское искусство на www.mart.by

Фотовыставка «Параллели»

Источник tut.by Дата: 16 Сен. 2010
Фотовыставка «Параллели»

Сегодня в 17.00 в галерее «Панорама» Национальной библиотеки Беларуси открывается фотовыставка «Параллели». Читатели TUT.BY могут виртуально познакомиться с частью работ и успеть на открытие.
В рамках белорусско-французского фотопроекта «Параллели» три фотографа — Тьерри Клеш, Ольга Лойко и Виктор Байковский — раскрывают свой особенный образ Города и городского момента. Поддерживая и развивая теорию «решающего момента», они стараются приоткрыть завесу хрупкого и едва ощутимого мира света и тени, отражений, размытых силуэтов, чтобы найти и определить место человека в городском пространстве.

Силуэт соприкасается с эмоцией, взгляд уходит в свое отражение, разрушая барьеры и стереотипы. Объединенные чувством отраженности города в человеке и человека в городском пространстве, французский фотограф Тьерри Клеш и белорусские фотографы Ольга Лойко и Виктор Байковский создают новые виртуальные и фотографические параллели.

Разрушая и «реанимируя» город своим фотографическим взглядом, они ушли от ярких туристических изображений и глянцевых пейзажей, чтобы найти себя в черном и белом, увидеть тень и свет, связь и хаотичность деталей, замкнутых в пределах одного городского пространства.

Но фотография не изолирована. В разное время в разных городах и странах фотографы с различным опытом и стилем попадают под влияние схожих эмоций и впечатлений. Так рождаются параллели. Сначала виртуальные — между архитектурой и человеком, материалом и душой, состоянием и эмоцией. Затем фотографические — в рамках белорусско-французского фотопроекта «Параллели» — между городами и культурами, что и легло в основу совместной выставки трех авторов.

Тьерри Клеш
(Thierry Clech) родился в 1965 году в Бретани, Франция. Автор фотокниг «Deja vu» (с Филиппом Жэнада), «Imprimer le monde» (с Бернаром Шамбазом), подготовленной к печати фотокниги “Стамбул” (с Людовиком-Стефаном Улиссом). Начинал свой творческий путь как журналист, в частности, кинокритик журнала «Cahiers du cinema», работал сценаристом и преподавателем. В настоящее время живет в Париже, активно участвует в выставках и фотопроектах, совершает фотопутешествия по странам и континентам (Марокко, Испания, Италия, США, Сенегал, Мексика, Португалия, Турция, Кипр, Бали, Гонконг, Бельгия, Индия).

31_thierry_clech_paralleli

Его фотографии несут в себе всю необычность, сюрреализм, меланхолию и забавность ситуаций, которые происходили на его глазах во время путешествий. Но особую атмосферу душевности, ностальгии и современного реализма создает серия фотографий «Sans Défense» («Беззащитные перед городом»), посвященная кварталу Дефанс, Париж.

32_thierry_clech_paralleli

Во французском языке это название означает также «защита». Оказавшись во власти строгих стеклянных зданий, серого цвета офисов и сухости языка деловых костюмов и условностей, люди подсознательно стремятся нарушить заданные очертания и конструкции, создавая на их основе свое — иррациональное: отражения, силуэты, линии, копии изображений. Так они становятся персонажами фотографий Тьерри Клеша, незаметного и быстрого наблюдателя, который подмечает изящество и красоту архитектуры Дефанса.

33_thierry_clech_paralleli

Не случайно фотографии из серии «Sans Défense» выставляются впервые в Беларуси именно в Национальной библиотеке — ее архитектура полностью соответствует языку Дефанса и автоматически становится еще одним участником параллельного пространства.

34_thierry_clech_paralleli

35_thierry_clech_paralleli

41_thierry_clech_paralleli

44_thierry_clech_paralleli

Виртуальное знакомство французского фотографа и белорусских участников — Ольги Лойко и Виктора Байковского — произошло посредством языка фотографий, в сочетании которых есть что-то от «евклидовой геометрии» — пересечение параллелей. Поэтому особенно интересным представляется мнение Тьерри Клеша о снимках белорусских фотографов:

«В фотографиях Ольги прекрасно то, что человек на них непременно возвращается к своему одиночеству (ее персонажи часто уединенные и, даже находясь в рамках одного кадра, кажутся потерянными, ушедшими в себя, свои мысли и проблемы). Отсюда постоянная меланхолия. Отсюда также ощущение хрупкости и беззащитности людей, представленных в разных жизненных обстоятельствах, тонкие силуэты которых зачастую резко диссонируют с окружающим их миром. Такое сочетание меланхоличного восприятия мира и графической аккуратности в построении композиции придают фотографиям Ольги неповторимость».

Ольга Лойко
родилась в 1978 году. С 1997 года работает в научной журналистике. Увлеклась фотографией три года назад. Участвовала в коллективных фотовыставках, призер республиканских фотоконкурсов, в 2010 году — автор персональной фотовыставки в НФК «Минск», участник медиапроекта “Q.E.D”!

04_olga_loiko_paralleli

06_olga_loiko_paralleli

Фотографии Ольги Лойко неотделимы от нее самой, чутко реагирующей на особенности окружающего мира и одновременно на внутреннюю напряженность человека. Четкость мысли, философская сосредоточенность взгляда, умение получать радость от процесса поиска – она всегда открыта для восприятия чего-то нового и смотрит на события глазами ребенка-первооткрывателя. Выражая свои впечатления в рассказах, путевых заметках и «пойманных» кадрах, Ольга подчеркивает, что главное в фотографии — это честность перед самим собой и зрителем. Кредо Ольги остается простым, но не так легко признаваемым многими: «Фотографии нельзя научиться, ее можно только полюбить».

07_olga_loiko_paralleli

08_olga_loiko_paralleli

09_olga_loiko_paralleli

12_olga_loiko_paralleli

14_olga_loiko_paralleli

Виктор Байковский родился в 1967 году. Фотографировать начал еще в детстве, но более серьезное понимание и восприятие фотографии пришло гораздо позже. Живет и работает в Бресте. По специальности программист. Участник коллективных фотовыставок, призер республиканских и международных фотоконкурсов.

16a_viktor_baykovsky_paralleli

Виктор Байковский не ограничивается рамками одного фотографического жанра, он с радостью включается в процесс поиска и изучения всего, что происходит вокруг. Накапливая информацию и обмениваясь опытом с другими влюбленными в фотографию исследователями, он все дальше отодвигает рамки требований к себе. Виктор увлечен не столько процессом съемки, сколько самой фотографией, ее содержанием и формой, способом подачи момента. Его фотографии, как и сама жизнь, метафоричны и неоднозначны, многослойны и открываются постепенно, а иногда уверенно бьют реализмом и прямолинейностью. Репортажные и постановочные фото, городские и сельские пейзажи — Виктор ставит под сомнение каждую фотографию, чтобы затем конкретизировать ее и показать зрителю свой собственный взгляд.

19a_viktor_baykovsky_paralleli

Тьерри Клеш:
«У Виктора есть желание постичь всю визуальную необычность мира и одновременно экспериментировать с техническими возможностями используемого им языка (кадрирование, наслаивание изображений, выдержка, эффект размытости и т.д.), который он интерпретирует по своему, искажая и приспосабливая к своему восприятию действительности. В результате появляются изображения удивительные и загадочные, иногда смущающие своей нереальностью, но это именно видение автора, балансирующее на грани реализма, абстракции и выдумки. Глядя на фотографии Виктора, никогда нельзя быть уверенным, что видишь то, что думаешь видеть. Это позволяет на некоторое время избавиться от привычных нам схем и банальности визуального восприятия».

20a_viktor_baykovsky_paralleli

21a_viktor_baykovsky_paralleli

22a_viktor_baykovsky_paralleli

25a_viktor_baykovsky_paralleli

26a_viktor_baykovsky_paralleli

29a_viktor_baykovsky_paralleli

Цель проекта – объединить творчество белорусских и французского фотографов в рамках одной концепции, показать единство образов города и городского жителя, который одновременно близок и отчужден от общей урбанистической обстановки. Ведь горожанин отдает городу всего себя, сливаясь с ним и становясь его частью, наполняет своими переживаниями и эмоциями все городское пространство. Он оставляет свой след не только как создатель антропогенных пейзажей и архитектурных сооружений, но и как важное звено его внутреннего духовного содержания.

Фотограф снимает свои истории, органично вливаясь в ритм города. Вместе с этим он стремится пропустить это через свое мироощущение и восприятие окружающей действительности, переосмыслить, преодолеть ограничения, заложенные в геометрических формах городской архитектуры. Он создает композицию в рамках одного изображения, основываясь на уже существующих элементах городской инфраструктуры, видоизменяет и трансформирует образ и силуэт города, преподнося его зрителю с другой стороны, невидимой для большинства, открывая новое в привычных вещах.

Проект вписывает белорусское искусство фотографии в европейский контекст, может служить базой для новых совместных проектов и способствовать развитию межкультурных связей в целом, в области фотоискусства в частности.

Выставка продлится до 6 октября. Автор проекта Юлия Новик.

Тэги: , , , , ,