Современное белорусское искусство на www.mart.by

Выставка «Белорусский авангард 1980-1990-х гг.»

Дата: 10 Июл. 2010
Выставка «Белорусский авангард 1980-1990-х гг.»

Открывшаяся 22 июня в Музее современного изобразительного искусства, выставка «Белорусский авангард 1980-1990-х гг.»  из коллекции Андрея Плесанова, продляется до 17.07.2010 г.
Андрей Плесанов,  известный белорусский  музыкант, художник и кинорежиссер, член Международной Гильдии Художников, родился в Минске в 1948 году. C 1975 по 1980 год учился в Белорусском государственном театрально-художественном институте на отделении режиссуры. Андрей Плесанов известен с конца 80-х годов как активный организатор таких значимых для истории белорусского авангарда выставок, как, “На Коллекторной” (1987 г.); “Перспектива”( 1987 г); республиканская выставка “Панорама” (1989 г);  “Сокровищница белорусского авангарда” (1989 г.); “Мы из Минска” (1997 г.);  “Наша коллекция” (1999 г.),  а также обладатель одной из наиболее значительных коллекций живописи белорусских художников-авангардистов, которая сегодня насчитывает более тысячи работ. По словам А. Плесанова, нынешняя выставка работ из его коллекции является пятой в Минске. Первая состоялась 3 марта 1987 года. За ней последовали еще четыре экспозиции, в том числе две в столичном Дворце искусства.

Алексей Жданов. Автопортрет

Алексей Жданов. Автопортрет

Произведения нынешней выставки были отобраны из коллекции, которая,  начав свое существование в 1975 году, на сегодняшний день насчитывает более 1000 экспонатов. Прошло 35 лет – и сегодня это уже фрагменты легендарной истории белорусской культуры эпохи «перестройки». В экспозицию входят работы наиболее таких ярких представителей белорусского авангарда как Владимир Акулов, Евгений Буель, Алексей Жданов, Игорь Кашкуревич, Артур Клинов, Валерий Песин, Людмила Русова, Геннадий Хацкевич, Виталий Чернобрисов и другие. Эти художники по праву считаются знаковыми фигурами в сформировавшемся представлении о философии авангарда.

Владимир Акулов. Рыба. 1999

Владимир Акулов. Рыба. 1999

Их живопись энергетически емко демонстрировала индивидуальный, субъективный взгляд на художественные задачи, стирая грани между портретом, пейзажем, натюрмортом, композицией. Их произведения были альтернативой общепринятому мировоззрению. Несмотря на общую мощную экспрессивную манеру, художники создали работы, которые являются герметически-замкнутой системой, яркими мирами, зацикленными на самих себе. В этом уникальность и ценность белорусского авангарда 1980-х – 1990-х гг.

Кураторы выставки  Ольга  Архипова и  Ольга Рыбчинская отмечают, что белорусский авангард 1980-х – 1990-х гг. является в какой-то степени отражением ситуации перелома как в структуре самого искусства, так и в окружающем нас мире, социуме того времени.
Появившись как явление, которое противопоставило себя общепризнанному, главенствующему «соцреализму», авангард охарактеризовал переходный, переломный этап в истории художественной культуры, изменил привычный советский образ мышления. Поэтому в 1980–1990-х гг. в среде так называемого «неофициального искусства» формируется особая форма художественной деятельности и художественной личности, где творчество воспринимается как форма существования, как образ жизни, опять же способ мышления.
Выставки, которые проходили в это время, были манифестами свободного искусства. Художники имели возможность проявить себя, свое мировоззрение и высказаться свободно, без цензуры и купюр.
Не проводя  аналогии с русским авангардом 20-х годов, кураторы выставки  утверждают закономерность возникновения авангардных явлений в кризисные, переломные этапы истории.
Искусство авангарда этих годов стало востребованным, приобрело известность. Популярность постсоветского искусства на Западе кардинально изменило приоритеты в художественной жизни. Начиналось формирование частных коллекций русского и белорусского авангарда.
Ольга Архипова также подчеркнула, что авангард как совокупность многообразных новаторских направлений в искусстве XX века не только противопоставил себя господствующему социалистическому реализму, но и заметно расширил представления о возможностях художественного творчества.

Людмила Русова. Портрет И. Кашкуревича

Людмила Русова. Портрет И. Кашкуревича

30 июня в Музее современного изобразительного искусства состоялось заседание круглого стола по проблемам живописи белорусского авангарда, выявившее ряд концептуальных для осмысления и интерпретации этого явления вопросов, затронувшее как общие методические проблемы, так и основную проблему интерпретации самого явления белорусского авангарда 1980-1990-х гг. в  отечественном искусствоведении, классификационной и таксономической недостаточности.
Процессы понимания искусства белорусского авангарда сегодня затруднены отсутствием внятного понятийного аппарата. Высказывания художников и искусствоведов нередко вытекают из узкого круга не вполне отрефлексированных понятий. Зачастую используемые в процессе интерпретации  термины  не  соотносятся с какими-либо объектами за пределами самого языка описания и, как результат, каждый интерпретатор подразумевает нечто свое под «искусством», «авангардом», «нонконформизмом» и т.д.
Искусство авангарда это, прежде всего то, что  мы ощущаем как авангардное искусство. Это пространство, будучи построено на рефлексии, дает широкий простор для мифологизации и ставит исследователя перед необходимостью иметь дело с символами и их интерпретациями, не всегда удобными для структурирования. Сам статус искусства дается только определенным общественным действиям, сопровождающим работу художника.  И данном контексте выставка работ из коллекции Андрея Плесанова служит очередной вехой в жизнеутверждении белорусского авангарда.

автор статьи Ольга Любич

Тэги: , , , ,