Современное белорусское искусство на www.mart.by

Фестиваль ART.INTOUCH

Источник znyata.com Дата: 13 Апр. 2010
Фестиваль ART.INTOUCH

14 апреля 2010 г. в 17:00 в Музее современного изобразительного искусства (Минск, пр-т Независимости, 47), а спустя неделю – 21 апреля 2010 г. в здании «Национальной школы красоты» (Минск, ул. Мельникайте, 4) состоится открытие крупного проекта Музея современного изобразительного искусства при поддержке Института Гете – Фестиваль ART.INTOUCH.

ART.INTOUCH

Искусство через «прикосновение», в «прикосновении», в «доступе» в буквальном переводе. Современное искусство, этот «глобализированный арт-мир без границ», своеобразный арт-универсум, стремится опять же к универсальности, как в техническом и материальном воплощении, так и в отношении концептов. И первым проектом ежегодного фестиваля ART.INTOUCH мы постараемся проявить белорусский контекст современного культурного процесса.

Проект призван отслеживать процесы изменения, развития, движения, происходящие в белоусском искусстве и каждый год мы хотели бы делать это по-новому.

Мы начинаем с анализа культурного пространства, истории искусств, антологии белорусского искусства первой декады 21 века. Мы претендуем на то, чтобы быть энциклопедией, изданием, путеводителем по белорусскому современному искусству, включая его в европейский контекст.

Эти проектом мы хотели бы попытаться сформировать среду, поле для диалога: художников и искусствоведов, критиков и журналистов, коммерсантов и меценатов. Поэтому в рамках фестиваля каждый день будут происходить мероприятия (перфоманс, акция, дискуссии, круглые столы), призванные привлечь внимание публики, прессы и знатоков, представителей смежных видов искусств.

Мы показываем актуальный художественный контекст (10 лет 21 в.); объединяем в один концепт, одну среду представителей разных поколений; выявляем знаковые персоналии разных поколений; проектируем дискурс, обосновываем, обозначиваем пространство для диалога.

Этот проект имеет своей целью, в том числе, показать взаимосвязи, то, что объединяет, а не разъединяет «старые» и «новые» виды и направления искусства, материалы и техники, «поколения», позиции, отношения. Ведь современное искусство имеет в основе своей фактор смешивания, микса, сведения. И в конечном итоге, мы заинтересованы в таком «прикосновении», в таком двигательном импульсе, которые придадут динамику и направленность, целенаправленность, векторность нашему искусству или просто спровоцируют на движение и развитие…

Фотография будет представлена тремя авторскими проектами — Сергея Ждановича, Игоря Савченко и Сергея Кожемякина.
Ольга Рыбчинская о фотографах, участвующих в проекте

Игорь Савченко (1962 г.). В искажении времени, пространства, места, пейзажа Савченко конструирует свой «претендент изображения».

зима-весна 2008

зима-весна 2008

Черно-белая картинка притягивает особым построением освещения, перспективы и контекста, это выстрел в привычное созерцательство, расширение границ, вариативность между тем, что мы видим и как мы это понимаем, считываем. Здесь, в представленной серии, момент случайности связывается с четко выстроенной структурой пространства, входит элементом в систему визуально-понятийного механизма. Это пейзаж, фантом пейзажа, представление о пейзаже…

Серия уникальна, в прямом смысле. Как говорит сам автор, «это больше, чем серия, это – методологический подход, способ «производства» изображения». «Съёмка производится крупноформатной камерой непосредственно на фотобумагу». Поэтому то, что мы видим, не может существовать в тираже, каждый снимок уникален – «уникат».

зима-весна 2008

зима-весна 2008

Состояние и момент принятия решения слиты воедино. Отсюда и вопросы формы и содержания, что существеннее, что является «сущим», настоящим, реальным. Изначально складывается ощущение того, что предмет отображения не важен, важен сам механизм. Однако, сознательно или нет, автор навязчиво надиктовывает свой «текст»…

Сергей Кожемякин (1956 г.). Cергей Кожемякин представил серию работ «Сны о чем-то большем», которая является частью нового проекта «Белорусский ментальный пейзаж».

Сны о чем-то большем

Сны о чем-то большем

Оставаясь в рамках «прямой» фотографии, основанием которой является попытка спроецировать увиденное в реальности объективно, с долей документальности, художник наполняет кадр «многослойной» интерпретацией зафиксированного понятия действительности, насыщает разными смысловыми и информационными пластами. Волей авторского видения среди уставших пассажиров городского автобуса неожиданно появляются огромные цветные слоны, словно сошедшие прогуляться с рекламных баннеров. Здесь случайные цели-люди, объекты среды отражаются в многослойных зеркальных поверхностях, привнося элементы нового нереального, сюрреального пространства. Каждый этот элемент одновременно является дискретным и неделимым, самостоятельным и включенным в общую композицию. Трудно становится отличить реальный объект от его отражения.

Сны о чем-то большем

Сны о чем-то большем

«Сны о чем-то большем» являются «многослойной» интерпретацией зафиксированного понятия действительности. Фотография здесь не ограничивается актом видения, а допускает наше субъективное ее толкование. Реальность растворяется, оставляя нас в состоянии постижения иного смысла. Этот, в прямом значении, коллаж «прямой» моментальной фотографии привносит полисемантический ряд в отображаемые ею образы бытия, превращая их в художественные.

Сергей Жданович (1975 г.). Сергей Жданович преимущественно занимается концептуальным искусством в жанре чёрно-белой фотографии, а так же пространственной инсталляцией, мультимедиа, перформансом.

Элемент пустоты

Элемент пустоты

Художник ведет «работу с реальностью», «активно внедряясь» в нее, разрабатывая тему фотографии, как потерянного пространства, как «не достоверного» искусства. «Не достоверного» — значит не определяющего окончательно эту самую реальность, но создающего ее субъективный отпечаток — «все может быть так, как мы можем себе это представить». И что также важно привлекая в это процесс своего зрителя.

Проект, представленный на выставке, проявляет это конструирование своего пространства, своей реальности, и в прямом смысле слова. Художник изобретает, выстраивает свою камеру, строящуюся на принципе камеры-обскура, которой проецирует изображение. Этот процесс технологически емкий: тщательно просчитывая фокусное расстояние, используя одну линзу, соединяя со сканирующей матрицей, Жданович сплавляет в своем изобретении линейную проекцию и цифровую составляющую. Здесь одинаково первостепенны и конструкция и результат ее работы – фотография, отпечаток на бумаге, оцифрованная информация.

Особенности несуществующего пространства

Особенности несуществующего пространства

Мягкое, многослойное, плывущее в полупрозрачной черно-белой дымке, отпечатавшегося пространства, изображение с почти бесконечной глубиной резкости. С помощью камеры обскура можно получать и цветное изображение, но художника интересует более сильное, чистое, емкое — монохромное высказывание. И искажение, заблуждение, таинство светотеневого насыщения слагают свою повесть о человеческом бытии.

Художники не однократно использовали принцип камер-обскура для создания своих произведений – пейзажей, портретов, романов, отпечатков изображений, в том числе, Леонардо да Винчи, Ян Вермеер Детлефский, Владимир Набоков. Они строили мир из куска деформируемой реальности, спонтанно, включая эффект или элемент случайности. Здесь не просто законы физики, заточенные в темный сбитый ящик, это концепт мышления, философия человеческого восприятия мира реального и воображаемого, придуманного здесь и сейчас, оставившего свой отпечаток.

Психологический словарь

КАМЕРА-ОБСКУРА (от лат. camera obscura — темная комната) — ящик, в передней стенке которого имеется небольшое отверстие, а на против. стенке — полупрозрачный матовый экран; проходящие через отверстие лучи света от к.-л. предмета дают на против. стенке перевернутое изображение предмета. В средние века К.-о. рассматривалась как модель глаза.

Благодарим Сергея Ивановича Кожемякина за предоставленную информацию.

Тэги: , , , , , , ,