Современное белорусское искусство на www.mart.by

В Беларуси появилась «настольная книга для городских невротиков»

Источник open.by Дата: 31 Мар. 2010
В Беларуси появилась «настольная книга для городских невротиков»

Белорусский журналист Татьяна Замировская в детстве мечтала прославиться и писала стихи в газету «Зорька». Сегодня она считает сей факт своей биографии постыдным и, улыбаясь, вспоминает, что стихи в газете так и не вышли. Зато взрослые дяди прислали девочке ответ: «Пиши нам еще…»
Девочка испугалась и стихов больше не писала. А в начальной школе начала придумывать комиксы и продавать их одноклассникам. Комиксы шли хорошо — по 50 копеек за штуку. Позже в продажу поступили самодельные значки с героями комиксов. В старшей школе Таня вместе с одноклассником сочинила роман в четырех тетрадях, где предсказала смерть принцессы Дианы, Джохара Дудаева и концерт Пола Маккартни на Красной площади. Закончив школу, Татьяна поступила на журфак БГУ, потом стала известным музыкальным критиком и популярным блогером. А на днях презентовала свою первую книгу «Жизнь без шума и боли», вышедшую в московском издательстве АСТ.

— Родители книжку читали?

— У мамы прекрасный литературный вкус, но она не может читать мои рассказы. Не знаю, дочитала ли она до конца книжку, но один рассказ ей точно понравился. Про змею, которая надломила что-то в докторе. А отец прочитал и сказал, что ему все понятно. Что именно понятно, он не объяснил, но я ему верю.

— Говорят, что книги нужно писать тогда, когда не писать их невозможно. Это твой вариант?

— На самом деле я написала не книгу, а много коротеньких рассказов. hxt7xojhКаждый помог мне решить конкретную проблему, которую невозможно было удержать в себе. На тот момент решить ее — для меня означало переосмыслить через текст. Садишься, быстро пишешь. Затем читаешь, и все становится на свои места.

В книге, к примеру, есть рассказ про человека, который забыл, как выглядят женщины. В подъезде возле лифта он кидался на них и чуть ли не раздирал на части. Ему просто хотелось понять, из чего они состоят. Так вот этот рассказ родился из диалога со знакомым, с которым мы собирались пойти в бассейн. Я говорила, что боюсь бассейна: «Ведь это ужасно, там эти бесформенные страшные женщины…» А у товарища были проблемы с личной жизнью, и он грустно ответил: «А я уже и забыл, как выглядят женщины…» Эта фраза надолго засела у меня в мозгу, пока не отскочила таким вот рассказом.

— Сколько времени прошло с того момента, как ты начала первый рассказ?

— Я писала их в течение семи лет, что-то публиковалось в журналах и газетах. А название книги -«Жизнь без шума и боли» — родилось из рассказа про мою знакомую, которая работает на телевидении. В какой-то момент мне показалось, что оно напрочь «съело» ее мозг. Потому что, на мой взгляд, телевидение достаточно специфическим образом трансформирует человеческую личность: проработаешь там пять лет и становишься другим человеком. С многослойной ненужной информацией в голове про министров, политиков, творческую интеллигенцию, всевозможные события. Состояние на грани надрыва. После очередного общения с ней я поняла, что абстрагирование от ее реальности погрузило меня в состояние успокоенности от абсурдной жизненной суеты вокруг. Полное отсутствие всего: эмоций, чувств. На самом деле название моей книги страшное. Ведь если нет боли — отключена нервная система. Если нет шума — значит, отключены эмоции. Состояние комы… Хотя одна подруга, увидев книгу, решила, что раз без шума и боли, то, наверное, это про зубных врачей…

— Наверняка найдутся те, кто прочитает книгу, но, сделав удивленные глаза, так ничего и не поймет.

— Мне кажется, что то, что я пишу, рассчитано на узкий круг читателей. Не то чтобы это интеллектуальная литература, не для всех… Это как с музыкой. Есть вроде и не сильно сложная, но нравится не всем. То же самое и здесь: не все могут читать. Так всем и не надо! Ведь если дать почитать всем Даниила Хармса, непременно найдутся те, кто скривится и обзовет его наркоманом.

— Кто твой главный критик?

— Это писательница, которую все знают под псевдонимом Макс Фрай. В 2005 году именно она заметила мой рассказ про поросят и взяла его в свой сборник. С тех пор все и началось.

— Перед выходом своей книги ты дала ее почитать, помимо критиков, и лидеру группы «Ляпис Трубецкой» Сергею Михалку.

— Я набралась смелости и подумала, что написала же я на него столько рецензий! А он столько раз во время интервью рассказывал мне о своих литературных вкусах, которые у нас совпадают…

— Другими словами, «я столько на него работала, пусть и он потрудится…»

— Да, я подумала, что пришла его очередь писать на меня рецензию. Поэтому выслала ему 10 самых интересных рассказов. Он похвалил.

— На твой взгляд, если обобщить написанное, о чем книга?

— Все книги про любовь, смерть и путешествие. Моя — только про любовь и смерть (улыбается). Скорее всего, она о том, как абсурдно и хаотично устроено в реальности все то, что кажется мудрым и взаимообусловленным. И что люди на самом деле жалкие, несчастные и трогательные… И у каждого бывают в жизни моменты депрессии, когда он думает, как все плохо, что он ни на что не годен, жизнь прошла зря… Мы все имеем право на такие моменты: казаться нелепыми, жалкими, беспомощными… И не нужно бояться чертей внутри, они есть у каждого. В книге вообще много самоиронии. Возможно, она могла бы стать полезной, настольной книгой для таких городских невротиков: почитал — и стало легче. Увидел, что у кого-то в голове такие же черви, которые периодически жрут тебя изнутри, и стало легче. Я не один — все хорошо.

Тэги: , ,