Современное белорусское искусство на www.mart.by

Из-за семейной традиции

Источник maisterni.blogspot.com Дата: 29 Дек. 2009
Из-за семейной традиции

Художник Виктор Тихонов известен и как монументалист, и как мастер, возродивший старобелорусскую технологию резьбы по левкасу (эта неповторимая технология применялась для создания икон). К Тихонову бегут и едут за помощью – в реставрации икон старинных и создании новых. Первые светские работы художника в этой технике – портреты бабки Ганны и деда Степана. Поскольку дед Степан в роду потомственный садовник, Тихонов, не шутя, утверждает: из-за семейной традиции садоводства на его живописных полотнах сплошь леса и сады. (Леса-сады под названием «Зимний мотив» дотянулись даже до аукциона «Кристи», где успешно пошли с молотка.)

Манера живописца Виктора Тихонова – яркая, узнаваемая, вызывает в памяти примеры импрессионистов Жоржа Сёра (нео-) и Поля Синьяка (пост-). В апреле 2006 года пейзажам Тихонова добавил яркости… «Чёрный квадрат» Казимира Малевича: цвет знаменитого квадрата сливался с фоном двадцатилетия Чернобыльской катастрофы. Концептуальные квадраты стали основой для коллекции Виктора Тихонова «Снег в чёрном квадрате», а квадраты сдвоенные и строенные представили своим прообразом… белорусские рисованные ковры (ими украшали хаты до середины прошлого века), – за такими теперь снаряжают целые этнографические экспедиции. Простой чёрный фон ковра – чем не основа для развития художественного открытия 20-го века?

В 2008 году состоялось возвращение (недолгое) Виктора Тихонова в родной Витебск с одноимённой выставкой, – чтобы представить землякам самые известные проекты,
а к собственному юбилею этих проектов у художника набралось немало. Семейная традиция оказалась на высоте и чётко определила вид, тему и проблему каждого холста: леса-сады. Местами – воды. Отечественные. Скромные. Любимые. В 2009 году они укрупнились до новой коллекции из тридцати двух полотен «Беларусь на холстах Виктора Тихонова» для выставки в Сербии.

…В ста километрах от Белграда есть старый город Вальево (Valjevo), где родился художник Радован Трнавач Мича (Radovan Trnavac Mića). Для Вальево художник стал меценатом: выкупил старый дом, оборудовал его под студию: вверху – галерея, внизу – мастерские и жильё для приглашённых художников (жить, творить и выставляться – сроком на месяц)._MG_4095_,kju

С мая по август студия ежегодно принимает четырёх человек. В 2009 году, по причине кризиса, приняла двух. В том числе Виктора Тихонова.

План галереи Тихонов получил ещё в Минске и в Минске же хорошо подумал над экспозицией. Для её центральной составляющей написал панораму из пяти холстов «Ранний снег», где впечатляюще для выставочного мая месяца использовал приём контраста.
15 мая в галерее Вальево мирно расположилась «Беларусь на холстах Виктора Тихонова». 16 мая, в Ночь музеев, Тихонов провёл мастер-класс: показал, как надо, и дал возможность всем желающим помазать краской по холсту.

К двум часам ночи очередь из желающих всё ещё не поредела, но художник, уловив момент, сам закончил работу. Ей тут же дали название «Цветущий сад». Дед Степан не удивился бы ничуть. «Такой выставки у нас ещё не было», – отозвался о «Беларуси на холстах…» музейный куратор Владимир Кривошеев (Vladimir Krivošejev).

За две недели в дар галерее Тихонов написал местную речку в цветущих зарослях… и открыл вторую выставку – в Белграде, в русском культурном центре, а также оценил помощь Посольства Республики Беларусь в Сербии как «неоценимую».
Июнь месяц 2009 года Виктор Тихонов встречал на пленэре в Австрии, прообразом которого стал пленэр, два года назад организованный в Могилёве Музеем имени Масленникова.

Всех участников белорусской стороны (Александра Захаренко из Костюковичей, Анатолия Концуба из Бобруйска, Василия Пешкуна из Минска, Марину Нестерук из Могилёва; пятым был Виктор Тихонов) пригласили в город Бранд, горнолыжный курорт на границе со Швейцарией.

Австрийские Альпы не похожи на Силичи, зато альпийские долины зеленеют совсем как наши. Через две недели горнолыжного пленэра это доказала большая выставка в старинном городском центре, восстановленном как раз к приезду белорусов.

В сентябре Виктор Тихонов продолжить творить на свежем воздухе Словакии, в окрестностях города Снина (Sninа): шестнадцатый международный пленэр принимала Галерея Андрея Смолака (Andrej Smolák). Пока участники из пятнадцати стран переносили словацкую природу на свои холсты, два города, Бардеев и Прешов, оценивали персональные выставки Виктора Тихонова: леса, сады, долины, воды…

Семейная традиция Тихоновых торжествовала. Дед Степан был бы доволен.

Тэги: