Современное белорусское искусство на www.mart.by

Александр Колбышев — главный по волкам

Источник newsvm.com Дата: 19 Авг. 2009
Александр Колбышев — главный по волкам

Главный редактор киностудии  «Беларусьфильм» Наталья Стежко сравнила новую киноленту  «Волки» по силе, эмоциональности и художественному уровню со знаменитым  «Списком Шиндлера». Пока что зрители не могут ни опровергнуть это утверждение, ни согласиться с ним: картина еще не вышла на экраны. Но зато уже за несколько месяцев до премьеры и зрители, и критики, и журналисты оказались заинтригованы. Корреспондент  «ВМ» встретилась с режиссером картины Александром Колбышевым, чтобы выяснить все возможные подробности фильма.

Volki_03[1]


— Что сейчас происходит с фильмом «Волки»? На какой он стадии подготовки?

— Картина уже смонтирована, выполнено озвучивание, композитором написана музыка. Сейчас подходим к тому, чтобы записать эту музыку с оркестром. То есть приближаемся к финишной прямой.

— Когда же зрители смогут увидеть фильм?

— Сдача картины запланирована на 13 октября, а премьера… Мне пока сложно сказать, когда и где она пройдет. К своему удивлению, узнал, что премьера планируется к фестивалю «Лiстапад». Для меня это стало новостью. Не хочется загадывать, но надеюсь, у картины «Волки» будет неплохая фестивальная судьба. У нас были прецеденты, когда картина не успевала обрести жизнь, как ее выбрасывали на телевидение, продавали на дисках… Мне кажется, это неправильно. Она должна поступательно отвоевывать свои позиции. Фильму нужно «откатать» свои фестивали, приобрести вес, как бы обрести себя заново. А потом уже выходить на телевизионные экраны.

— Вы сказали о предполагаемой фестивальной судьбе фильма «Волки». Многие кинодеятели делят картины на зрительские и фестивальные. Свою ленту вы относите к последним?

— Есть, конечно, попытки разделить фильмы на авторские, жанровые, но в чистом виде ничего в природе не существует. Поэтому я бы не разграничивал фестивальное и зрительское кино. Когда я говорю «фестивальная судьба», то имею в виду, что фильм может вызывать интерес у зрителей. Есть ложное мнение, что фестивальные ленты — это что-то запредельное, мудреное, никому не доступное, из ряда вон выходящее.

— А картина «Волки» вызовет интерес у зрителей?

— Трудно предсказать судьбу фильма. Во всяком случае, если бы мне как зрителю попалась такая история, то я бы захотел посмотреть этот фильм. А как оно будет — время покажет.

— Зрителям интересны медийные лица. В вашем фильме тоже есть такое лицо — российский актер Андрей Панин. Вы его пригласили в картину, подразумевая, что он привлечет зрителей, или просто не нашли в Беларуси нужный типаж, подходящего актера?

Volki_01[1]

— Я слукавлю, если скажу, что брал Панина, не думая о реакции зрителей. Конечно же, думал об этом. Сегодня необходимо помнить и о коммерческой составляющей фильма. Хочешь ты этого или не хочешь. Поэтому когда мы проводили кастинг, то, несомненно, учитывали и этот момент. У меня было несколько кандидатур. Если бы в результате сыграл не Панин, это была бы совсем другая история. При всем том, что она бы формально не изменилась: все те же буковки, мизансцены. Но харизма, энергетика были бы другими. Панин из всех потенциальных кандидатов был тем целым, которое объединило все мои «хочу» относительно актера.

— Это ваш дебют на «Беларусьфильме»…

— Да. Хотя возможностей снимать было много. Например, мне предлагали делать «Щит Отечества», «Краповый берет», «Днепровский рубеж». По разным причинам я отказывался. У меня, наверное, есть интуиция: мой материал или нет. С одним из интереснейших предложений, на мой взгляд, я приходил к тогдашнему главному редактору киностудии. Вы смотрели фильм «Мы из будущего»?

— Конечно.

— Где-то в начале 2000-х случайно на сайте ВГИКа мне попалась сценарная заявка «Черные копатели». Фишка этой истории состояла в том, что предполагалось перенести на экран не просто войну, а показать ее глазами современного, циничного молодого человека. И когда он попадает в те условия, весь его цинизм как рукой снимает. С идеей я носился как дурень со ступой. Связался с автором, убедил его, чтобы он отдал идею нам, сказав, что у «Беларусьфильма», как ни у какой другой киностудии, давние традиции съемок военных картин. И был очень сильно расстроен, когда главный редактор Георгий Марчук отказал мне, заметив, что это неинтересно. Отчаявшись, я бросил все и уехал снимать сериалы в Россию.

— Но сейчас у вас есть сценарий, который вы назвали «своим материалом». Как в вашей жизни возникла повесть «Волки»?

— Я стоял на крыльце кино-студии, и ко мне подошел Александр Чекменев. Когда-то он видел мой дипломный фильм по Шукшину «Охота жить», который ему очень понравился. Вдруг Александр спрашивает: «Чем занимаешься?» И добавил: «А не читал ли ты случайно мою повесть „Волки“?» А я даже не слышал о ней. Я согласился прочитать его произведение, только чтобы не обидеть. Представляете, эта повесть была написана в 1963 году. Я подумал: если никто ею не заинтересовался, значит, нечего там снимать. Но из вежливости взял и решил просмотреть по диагонали, пока еду в метро. И буквально с первых страниц меня затянуло с головой в этот материал. Я понял: это то, что так долго искал. Летел домой с мыслью: «Только бы дома никого не было, чтобы никто не смог помешать мне насладиться этой вещью». Дома я буквально проглотил эту повесть. Вот так и зародился наш творческий альянс. Повесть потрясающая, фильм, надеюсь, будет не хуже.

— Мне говорили, что «Волки» очень сильно перекликаются с картиной «Догвилль».

— Я не хочу искать никаких параллелей, тем более с такой киноклассикой. Мы вкладывали в фильм свои ощущения. А с чем они перекликаются, будут судить критики и зрители. Если картина «Волки» с чем и перекликается, то по атмосфере и эмоциональному накалу, скорее всего, с произведениями Василия Шукшина и Василя Быкова.

Будет ли у зрителей фильм ассоциироваться с другими картинами или, наоборот, создаст ощущение самобытности и оригинальности, режиссер и съемочная группа узнают буквально через пару месяцев. Собственно, тогда же и зрители поймут, есть ли у «Волков» что-то общее с «Догвиллем» и «Списком Шиндлера». А пока остается ждать, наверное, самой громкой премьеры этого года.

Тэги: ,