Современное белорусское искусство на www.mart.by

Иван Кирчук: «Я — морж– одиночка!»

Источник sb.by Дата: 10 Июн. 2008
Иван Кирчук: «Я — морж– одиночка!»

Поклонники «шамана» Кирчука почитай четыре года ждали очередной альбом «Троiцы», и вот нынешней весной, аккурат в период цветения одуванчиковых полей, дудки Ивана Ивановича заиграли. Впервые авторство музыки «Сон–травы» принадлежит только участникам коллектива: Ивану Кирчуку, Юрию Дмитриеву и Юрию Павловскому, что феерично отражается на современном саунде и жанровом разнообразии диска. За четыре года коллектив неплохо настоялся и в 10 новых композиций вдохнул не только обязательные для «Троiцы» фольклорные мотивы, народные инструменты вдруг стали «приправлены» акустическими гитарами, от чего фирменная этномузыка сделалась близкой и далекой одновременно. Эффект потрясающий: для меня — открытого слушателя — «Сон–трава» стала тем сказочным колодцем Алисы, где нет ничего обычного, здесь все — импровизация, транс и волшебная музыка.

Во время нашей беседы Иван Кирчук «защищался» от меня красными манжетами, под манжетами — тексты молитв, а за молитвами наверняка одинокое сердце музыканта. Долгие разговоры — лишние слезы, но после интервью с Кирчуком впервые в его крепкой фигуре средневекового мельника я рассмотрела страх. Казалось бы, что ему, ветряному трубадуру, а боится, например, очень многого — даже своего сказочного превращения из человека в дерево. Или в камень…

1. Как бы вы сами представили себя читателям?

— Просто Иван Кирчук.

2. О чем больше всего мечтали в детстве?

— Моряком хотел стать, по странам кататься, покорять континенты. Фактически со мной все это происходит, с «Троiцей» мы активно путешествуем, на нашем счету более сотни музыкальных фестивалей в разных странах мира. Но детская мечта осталась: всегда с нежным восторгом фотографирую корабли и даже плачу, когда их вижу.

3. В каких человеческих слабостях вы не можете себе отказать?

— Люблю торты и мороженое, и вообще все сладкое и мучное. Помню, в Эстонии на гастролях мы имели возможность заказывать любые продукты, каких душа просит. И я всегда просил мороженое. В последний день нашего тура эстонцы принесли мне на ужин огромный торт из мороженого — килограмма три — с живой клубникой. Я думал, умру, если съем этот «прощальный» пирог целиком. Ничего, справился.

— Горло не бережете?

— А я в армии вырезал гланды по глупости, мне теперь ничего не страшно. К тому же я веду здоровый образ жизни.

4. Чьим мнением дорожите больше всего в своей работе?

— Музыкантов с недосягаемым для меня потолком. Например, недавно в Минске я посетил концерт Ал ди Меолы — его мнение о моей музыке было бы для меня ценным. В Варшаве я был на концерте «Дрим Театра» — это тот уровень музыкальности, которого я только мечтаю достигнуть.

5. На что не жаль потратить миллион?

— Я хотел бы открыть этнический клуб, но это нереально. Я об этом мечтаю давно, как только начал собирать первые экспонаты, — у меня свой этнографический музей. Я мечтал, что это будет такой клуб этнических народов, прибежище для музыкантов, где постоянно будет звучать необычная музыка.

6. Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?

— Это аккуратность во всем, начиная с той минуты, когда ты проснулся. Если ты интеллигентный только на людях — это не та интеллигентность. Она должна быть внутри и прежде всего — для себя. У каждого человека с годами вырабатывается свой стиль поведения и привычек. В этом году мне будет 50 лет, естественно, свой стиль жизни я уже наработал. Не могу назвать себя интеллигентом, но стремлюсь.

7. Что вам легче — подняться в 6 часов утра или лечь спать в 4?

— Я ранняя птица, всегда встаю в 4 утра, самое позднее — в полпятого. Соответственно стараюсь лечь спать в 10 часов вечера.

8. Всегда ли вы говорите все, что думаете?

— Я считаю, «добивать» человека резкими фразами — это моветон.

9. Оказало ли влияние на ваш характер созвездие, под которым вы родились?

— Конечно. Я — Дева, этакая аккуратистка, дом любит и все в доме. Власть любит. Очень сложна во взаимоотношениях с людьми, особенно с женщинами. Наверное, поэтому я живу один. И теперь проявляю власть только над самим собой. Иногда не очень хочется утром идти на тренировку, зимой бить лед в проруби и потом окунаться в нее, но я себя заставляю. И очень себя корю, если планы срываются, например, из–за моей лени. Я — морж–одиночка. У меня есть настроение — иду на Комсомольское озеро. Иногда первый туда прихожу, к шести утра другие люди подтягиваются, я со всеми здороваюсь, но командный дух не поддерживаю.

10. Чему способствуют купания в ледяной воде?

— Хорошему самочувствию. Например, у меня уже семь лет нет насморка, нет гриппа. И потом, когда ты идешь к воде — это церемониал, ты всегда о чем–то думаешь, о работе, о своих трудностях, это ж не просто так: окунулся и домой. Мой папа много лет лечил себя водой. Я это видел и всегда над ним подсмеивался: когда он укутывался в мокрую холодную простыню и через полчаса засыпал, от него шел горячий пар столбом. С годами и я к этому пришел.

11. Кого вы предпочитаете держать в доме: кошку или собаку?

— Никого, за ними ухаживать нужно. У моей сестры был попугайчик, я делал всегда музыку тише, если видел, что он спит. Даже попугайчика воспринимал как члена семьи. Учитывая мои частые отъезды, мне категорически нельзя в доме держать животных, они погибают без внимания. Хотя собак я люблю больше, чем котов. Очень хотел бы иметь чау–чау — большую лохматую и мягкую собаку.

12. Есть ли в жизни вечная любовь?

— Думаю, да, — это любовь к жизни. Ты родился, есть у тебя отрезок жизни — вот его и люби, какой он у тебя есть. Любовь — она, как алмаз, играет гранями, и чем человек внутренне богаче, тем больше граней у этого алмаза. Это может быть и любовь к матери, и к женщине, и к природе. Я страшно люблю природу — горы, озера, реки, моря. Могу стоять часами и наслаждаться красивыми ландшафтами.

13. От кого вы устаете больше всего?

— От пустых людей и разговоров, я стараюсь их не вести. Раньше как–то добрее был, что ли? Мог часами внимательно выслушивать каждого, потом идти домой и думать: «Вот сколько человек мне всего рассказал, я должен его слова обдумать и пережить». Сейчас не трачу на это время.

14. Если вы любите путешествовать, то какому виду транспорта отдаете предпочтение?

— Автомобилю. Можно остановиться, осмотреться вокруг, погулять и дальше двинуться. Правда, сам не вожу, не дошли руки. Хотел научиться, но так и не собрался. Возят меня мои коллеги по очереди.

15. Кто ваш самый близкий друг?

— Как ни удивительно, моя младшая сестра. Я ее не воспринимал много лет, наверное, в силу своих возрастных проблем, вроде как: «Младшенькая, иди отсюда!» А потом вдруг ее женская мудрость, какие–то спокойные фразы, подсказки и советы привели меня к внутреннему равновесию.

16. Верите ли вы во внеземные цивилизации?

— Среди людей творческих профессий много «инопланетян». Музыканты, например, живут внеземными ценностями, по лицам же видно, разве нет?..

17. Ваш идеал женщины?

— Женщины? Очень тяжело отвечать, особенно теперь, после 16 лет разнообразных совместных браков… Давайте этот вопрос опустим.

18. Как вы проводите свой отпуск?

— У меня не бывает отпуска. Прошлое лето просидел над новым альбомом. Если у меня выдавалась свободная минута, ехал домой к маме в Лиду. Там проводил неделю — это самое большое. Я не знаю, что делать в отпуске. Меня утомляет безделье. Однажды из Малайзии я привез 12 часов видео, мама два раза уснула, пока смотрела. Потом я понял, никому это не надо — чужое видео. И стал фотографировать и снимать свои путешествия только для себя. У меня тысячи и тысячи фотографий. Иногда я их просматриваю.

19. Вы не в первый раз говорите о Малайзии, вам там особенно понравилось?

— Нет. Как везде. Мы жили в отеле с шикарным бассейном на территории. Но по старой славянской традиции, как идиоты, решили пойти ночью купаться в Южно–Китайском море. Там были закрыты все подходы и выходы к морю, на всех воротах висели замки, но мы перелезли через забор и долго ходили по песку в поисках моря, а его не было — отлив… Много позже, когда вернулся в Минск, я увидел по телевизору ужасные фильмы о Малайзии, сколько там ядовитой живности, змей и всего прочего. И как опасно там гулять босиком, особенно ночью. А мы вот ходили и ничего не боялись. Правда, ни моря не было, ни змей… Ничего не было (смеется).

20. Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?

— Вранья. И моя черта, наверное, не очень хорошая — я сразу режу все отношения, если мне лгут. Восстановить их потом со мной тяжело. Если отрезал — все. Дважды в одну реку не вхожу. Ради чего? Я ведь понимаю, если человек один раз сделал мне гадость, он может опять со мной точно так же поступить.

21. Что такое лень, по–вашему, а что — душевный покой?

— Душевный покой — это когда мир с собой. Его очень тяжело найти. Цивилизация сильно давит: в троллейбусе, на работе, нам везде приходится переживать ежеминутные стрессы. Поэтому покой нужно искать внутри себя. Для этого и существуют мои утренние тренировки. В Голландии на гастролях у меня не было возможности окунаться в воду, но у меня там все равно был ежедневный утренний моцион — целая тропа в дубовой роще, где я гулял, дышал, наблюдал. После таких прогулок душевный покой держится долго, никакой общественный транспорт не страшен. Ну а лень — это когда ты рушишь свои планы, не встаешь вовремя на тренировку. Я потом очень корю себя, если проспал первый троллейбус.

22. Есть ли у вас свой огород или дачный участок?

— У мамы много земли — она выращивает, а я не люблю. Вот поесть фрукты и овощи — здесь я первый.

23. Будь вы главой государства, что бы вы сделали в первую очередь?

— Я не хочу быть главой государства, потому что я понимаю, какая это ответственность. Однажды я возглавлял центр этнографии и фольклора «Календарь» и был президентом международного детского фонда «Сбереги наследие». Там я и понял, что административный ресурс — не для меня. Я терял печати, не умел заключить договоры, постоянно выводил организации «в минус». Так и понял, не стоит мне управлять. Это другой мир.

24. А врагов вы себе успели нажить?

— Конечно. Завистников. Но это естественно. Хотя белорусским этническим музыкантам завидовать нечего. Если группа «Ляпис Трубецкой» дает 200 концертов в год с фантастически высокими гонорарами, у нас эти концерты можно по пальцам пересчитать. Говорить о таком заработке не приходится. Поэтому я и преподаю в педуниверситете. Хотя и там есть педагоги–завистники, которые видят, например, что от меня не уходят студенты даже после лекций, и тоже нехорошо ко мне относятся. Зависть — это самый страшный удар для человека, хуже обмана. Некоторые люди энергетически очень опасные, и если они позавидовали твоей красивой жене, машине — этот всплеск эмоциональный очень сильно ранит, человек получает серьезный негативный удар.

25. Разве раньше люди были эмоционально менее сильны?

— Может быть, они больше придерживались религиозных заповедей, меньше сорили в мыслях. Впервые очень сильно я попал под зависть года два назад. Я был на Байкале с концертом, и вдруг у меня перестали играть все инструменты, даже глиняные. Я видел людей, которые стояли по краям сцены и очень пристально на меня смотрели. Телевидение снимает концерт — а у меня нет звука. У меня было такое ощущение, что все отверстия моим инструментам «позакрывали» навсегда. Потом, слава Богу, они начали играть. Тоже непонятно как.

26. Кем бы вы стали, появись у вас возможность начать все сначала?

— Да вряд ли чего–то менял бы. Я пробовал — ничего не получается. Поэтому занимаюсь любимым делом — музыкой.

27. Когда вы в последний раз хохотали от души?

— Ой, часто. Анекдоты, КВН, «Комеди клаб» — все это нормально, люблю. Конечно, каждый день не смотрю и люблю приличный юмор, без черных примесей.

28. Чего вам лично больше всего недостает сегодня?

— Времени. У меня полторы ставки в педуниверситете, кроме стационара, много заочников, я вижу: студенты к знаниям тянутся, поэтому оставить нагрузку и бросить преподавательские часы не хотелось бы.

29. Как вы относитесь к наблюдению Чехова, что на свете нет ничего страшнее, чем провинциальная знаменитость?

— Не знаю, что и сказать. Это «Троiца» — для Минска провинциальная знаменитость?

— Ну что вы, всего лишь цитата из Чехова.

— Я согласен с другим наблюдением: лучше синица в руке, чем журавль в небе. И потом многое зависит от душевного комфорта, если ты, например, живешь в деревне и тебе хорошо, ты не мечешься от этого, значит, можно и так жить.

30. Помните ли свое детское прозвище?

— Ванька. Клички точно не было. Есть люди, к которым она не приклеивается.

31. Не рискнете предсказать, какие перемены ждут нашу страну через год?

— Об этом лучше не думать.

32. Где вы чаще всего встречаетесь с друзьями?

— На репетициях.

33. Какие книги, по–вашему, надо прочесть всем?

— Кого–то и Библия не удивит, а кто–то от «Графа Монте–Кристо» переменит свою жизнь.

34. Вас Библия удивила?

— Я ее до конца так и не прочитал. Хотя я верующий, католик, и у меня древние бабушкины молитвы сохранились.

35. Мулявин был из России, ваши родители — поляки, тем не менее вы оба активно увлеклись неродным для вас белорусским фольклором. Как это объяснить?

— Я думал об этом. Много кто из заметных творческих людей в Беларуси не имеют белорусских корней. Гаевая, например, руководитель коллектива «Хорошки». Или Елизарьев, который белорусский балет возглавляет, да много нас… Просто есть такие вещи, которые тебе сверху даются, и ты вынужден их нести.

36. Будь у вас такая возможность пообщаться с самыми интересными личностями нашего времени, что бы вы спросили в первую очередь?

— Не знаю, поехал бы на Тибет с ламами общаться. Тибет — место сильное.

37. И что бы вы спросили у далай–ламы?

— Реально ли мое перерождение? Мне иногда специалисты–востоковеды говорят, что у меня последняя жизнь на этой земле — 14–я по счету. Заканчивается мой жизненный путь, и потом я стану либо камнем, либо растением, либо животным. Вот хотел бы узнать, возможно ли обновить карму.

38. Вы хорошо знаете свою родословную?

— Не совсем, но все, что мог узнать от мамы и от папы, узнал. Одна из ветвей Кирчуков пришла с Севера. Два моих деда были мельниками, а в то время быть мельником означало быть богатым. У моих бабушек было по 14 детей.

— А у вас сколько?

— У меня двое детей. Я с женами жил мало, не успевали мы 14 детей сделать.

39. Это вы неусидчивый или жены попадались не те?

— Нет, жены хорошие. Я, наверное, такой… Ветер.

40. Самый счастливый день в вашей жизни?

— Не день — период… Когда был жив отец.

41. Что вы чувствуете в обществе молодых людей?

— Я с ними работаю с 1982 года. Все мои студентки — от 17 лет и выше. Очень уважительно к молодежи отношусь, они идут другой дорогой и очень увесистой поступью. Молодые девчонки сейчас знают и умеют столько, сколько я до сих пор не знаю: водят машину, знают иностранные языки, в Интернете, как рыбы в воде, ориентируются. Это здорово. Время заставляет мыслить, жить и работать по–другому.

42. Рок–музыка это надолго, по–вашему?

— Я не отрицаю ее. У меня много записей, часто бываю на концертах профессиональных рок–команд. Очень не люблю дилетантства в музыке, когда люди корчат из себя рок–королей, а играть умеют всего две ноты. Рок–музыкантов в Беларуси мало, таких, которых можно долго слушать.

43. Ваше любимое… Блюдо?

— Салат из крапивы, моркови, яблока, изюма и орехов. Все перемешать.

— Футбольная команда?

— Я не люблю футбол и хоккей. Мне нравятся бокс, легкая атлетика и всевозможные виды восточных единоборств.

— Танец?

— Ритуальный.

— Газета?

— Теперь Интернет затмил собой все подписные издания.

— Музыкальное произведение?

— «Реквием» Моцарта.

— Запах?

— Смола сосны.

— Цвет?

— Красный.

— Время года?

— Осень.

— Погода?

— Любая, здесь не должно быть предпочтений, пока живешь.

— Цветы?

— Полевые.

— Наряд?

— Этнический.

— Праздник?

— Иван Купала.

44. Можете назвать то место на земле, которое вам всего милее?

— Там, где родился, — город Лида.

45. Часто ли вам приходится брать взаймы?

— Бывает, на дальнюю поездку какую–то или на новый инструмент. Но долги тяготят, стараюсь их быстро отдавать.

46. Каково ваше отношение к конкурсам красоты?

— Здорово. Пускай проходят. Мы должны любоваться нашими девушками не только в троллейбусах или в метро.

47. Летаете ли вы во сне?

— Летаю и собираю сны. В моей коллекции — 295 снов. Я их записываю — очень многие пророческие. Сразу говорю: чужие сны я толковать не умею, даю объяснения только своим, они очень четко структурированы и ведут меня по жизни. Как раз сейчас готовлю книгу об этом.

48. Когда у вас плохое настроение, что вы делаете?

— Как ни странно, молюсь. Молитва, она уносит в другое пространство, и ты отвлекаешься и забываешься.

49. Вы часто пишете письма?

— Да, я это очень люблю, поэтому в последнее время стараюсь даже в электронный ящик не заглядывать, очень увлекаюсь ответами на письма, забываюсь и подолгу пишу. Скоро выйдет моя книга о «Троiце» — называется «Менестрели и автобаны». 400 страниц, думаю, там вы прочтете обо мне все, что вас интересует.

50. А что это за красные манжеты у вас на руках?

— Своего рода оберег. Под манжетами тексты с молитвами. Можно я не буду расшифровывать дальше и это останется со мной?..

Тэги: ,